Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова

Развлечения
55 лет назад, 25 февраля 1959 года, родился один из главных кинорежиссёров и сценаристов постсоветской России Алексей Балабанов.

"Все мои фильмы про меня самого", - не раз признавался в интервью Алексей Октябринович Балабанов. Его взросление и становление как режиссёра пришлось на тревожную позднесоветскую эпоху, завершившуюся "лихими" девяностыми - именно это время он сумел показать в своих фильмах лучше современников.

Детство будущего режиссёра прошло в Свердловске, где он и его друзья развлекались тем, что мастерили самострелы и бомбы – отсюда и появились сцены изготовления самодельного оружия Данилой Багровым в фильме "Брат" (1997). Затем была двухлетняя служба в Военно-воздушных войсках, во время которой Балабанов летал в Азию и Африку - перевозил советское оружие в страны третьего мира. Этот опыт лёг в основу одного из самых мощных, но и тяжёлых для массового зрителя фильмов - "Груз 200" (2007).

В 1983 году, вернувшись в Свердловск, Балабанов начал работать ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. Пять лет, проведённые в разъездах со съемочной группой по Советскому союзу, позволили ему набрать огромное количество материала, достоверного, но подчас жуткого, послужившего основой для последующих фильмов. В Свердловске состоялись и первые киноопыты Балабанова: "Раньше было другое время", "У меня нет друга" и "Настя и Егор" - фиксация на плёнку полуподпольных концертов групп Nautilus Pompilius, "Настя" и "Урфин Джюс", и межличностных отношений между музыкантами. Знакомство с людьми, положившими вскоре начало "свердловской рок-волне" во многом определило музыкальное наполнение его последующих кинолент.

В 1990 году Балабанов переехал в Санкт-Петербург, где снял свою первую полнометражную картину "Счастливые дни". Город на Неве стал одним из главных элементов особого балабановского киноязыка. Большинство своих фильмов он снимал в Петербурге, причём изображал город так, как до него не делал никто.
В фильмах Балабанова принято искать глубокий, чуть ли не библейский смысл. Сам режиссёр такой подход не разделял и не любил видеть в своих кинолентах что-то большее, чем интересный сюжет и красивую картинку. "Мне такие философские истории рассказывают про мои фильмы – удивительные. Я сам про это ничего не знаю", - говорил он в одном из интервью. В своих сценариях он выписывал настолько реалистичные и точные образы персонажей, что каждая картина становилась слепком человеческого общества - независимо от времени, в котором разворачивалось действие.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые яркие образы из фильмов Алексея Балабанова.

1. Человек без имени, "Счастливые дни" (1991)

Художественный дебют Балабанова – экранизация нескольких новелл британского драматурга-абсурдиста Сэмюэля Беккета. По чёрно-белому пустынному городу, в котором с первого раза угадывается Санкт-Петербург, бредёт одинокий человек без имени и памяти (Виктор Сухоруков). Всё, что он хочет, это найти место, где мог бы спокойно жить, но отовсюду его гонят. Люди, встречающиеся ему на пути, стараются обидеть его или наоборот – чего-то требуют: дружбы или семейной жизни. Этот фильм – предельно простая метафора жизненного пути любого человека, выдернутого из счастливого детства в пугающий холодный мир, но, в отличие от большинства балабановских (и беккетовских) героев, он так и не находит себе места в этом мире. Точнее находит – накрытую брезентом лодку в заключительной сцене, но это место куда больше напоминает гроб, чем дом, который он так долго искал. После этой картины Сухоруков надолго стал постоянным актёром Балабанова. Созданный им образ важен тем, что все последующие фильмы режиссёра были, в общем-то, о таком герое: неустроенном и блуждающим среди негостеприимных декораций внешнего мира.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

2. Данила Багров, "Брат" (1997), "Брат 2" (2000)

Роль Данилы Багрова стала не только дебютом Сергея Бодрова у Балабанова, но и самой яркой ролью в короткой жизни актёра. Режиссёру дилогия принесла по-настоящему большой успех и широкое признание. По сути "Брат" - один из лучших российских боевиков с плотно сбитой сюжетной линией и нетривиальным главным героем. Сюжет обоих фильмов предельно схож: молодой человек отправляется в чужой для него город – Санкт-Петербург или Чикаго - чтобы помочь близкому человеку. Люди, встречающиеся ему на пути – гениальная балабановская галерея образов. Они или сломаны жестоким миром, или прочно застряли в окружающей реальности. Сам Багров – типичный герой Балабанова, человек не отсюда с предельно простой чёрно-белой философией: хорошим людям надо помогать, плохих – уничтожать, женщин – любить, "сила в правде", «евреи - не очень", а немцы – ещё ничего. Забредя случайно на съёмочную площадку, он и руку может сломать охраннику, пытающемуся его выгнать. Зато случайно познакомившись с русской проституткой в Чикаго, берёт её под свою опеку и помогает вернуться на родину. Именно эта спартанская философия и набор штампов типичного «хорошего парня» сделала из Данилы Багрова в какой-то мере национального героя, помогая в одиночку противодействовать целым криминальным структурам. Сюжет мифический, но для балабановских зрителей его образ стал ключом к пониманию правил выживания в суровые постсоветские времена. После "Братьев" Бодров стал не только любимым актёром Балабанова, но одним из самых близких его друзей. Когда в начале 2000-ых Сергей решил заняться режиссурой, Алексей Октябринович помог ему с фильмом "Сёстры" (2001), а после трагической смерти – снял "Морфий" (2008) по недописанному Бодровым сценарию.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

3. Виктор Багров, "Брат" (1997), "Брат 2" (2000)

Как и для Бодрова, роль в дилогии стала для Сухорукова самый яркой в актёрской карьере. Виктор Багров - антипод своего младшего брата, на его фоне образ Данилы раскрывается ярче всего. Виктор думает только о спасении своей жизни, заставляя близкого человека выполнить его работу – убить криминального авторитета. Пока первый проводит бессонные ночи под проливным дождём на мосту через озеро Мичиган в ожидании брата, второй прогуливает случайные деньги в русских ресторанах Чикаго. Балабанов создал из Виктора Багрова типичного антигероя для России девяностых - человека, дорвавшегося до пресловутой свободы и отринувшего все моральные принципы ради возможности набить карманы лихими деньгами. Роль бандита и мерзавца Сухоруков сыграл блестяще. Единственным чужеродным внешательством в его образ была озвучка: в обоих фильмах он говорит голосом Алексея Полуяна.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kino-teatr.ru

4. Иоган, "Про уродов и людей" (1998)

"У каждого режиссёра есть один любимый фильм. Мне вот "Про уродов и людей" нравится», - говорил Балабанов в одном из интервью. Раскрашенный в сепию, идеально стилизованный под кино начала XX века, изумительно красиво снятый, но отталкивающий с точки зрения показанной в нём физиологии, этот фильм – одно из первых высказываний Балабанова на тему аномалий человеческого характера. Дореволюционный Петербург. Два страшных (в прямом смысле этого слова) человека при помощи бесхарактерного оператора занимаются изготовлением порнографических картинок – а после и первых в мире садо-мазо фильмов. Основателя этого небольшого бизнеса зовут Иоган (Сергей Маковецкий) и вскоре оказывается, что фиксация на плёнку обнажённого тела оказывается единственным возможным для него способом восприятия мира, и даже любви к людям. В этом фильме Балабанов продемонстрировал один из своих главных кинематографических принципов - как бы не развивался сюжет, в конечном итоге фильм закончится плохо для всех персонажей. Маковецкий смог передать суть своего персонажа одной только мимикой - пройдя через весь фильм с абсолютно бесстрастным лицом, в финале Иоган в оказывается в синематографическом зале, где показывают один из его фильмов. Наблюдая, как престарелая няня наказывает прутом обнажённую девушку, он едва заметно меняется в лице: глаза округляются, в них появляются слёзы и выражение совершенного душевного покоя.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kino-teatr.ru

5. Иван Ермаков, "Война" (2002)

Вернувшись из чеченского плена, рядовой Иван Ермаков (Алексей Чадов) пытается адаптироваться к мирной жизни в родном Тобольске. Получается это у него с трудом. Когда его находит англичанин Джон, старый знакомый Ивана по чеченскому зиндану, Ермаков, не долго думая, соглашается вернуться в Чечню: у Джона там осталась невеста и ему нужен помощник, чтобы передать за неё выкуп полевому командиру. Рабочий слоган фильма гласил: "Ему сказали - уходи и больше не возвращайся, но он вернулся". На выходе получилось ёмкое и мощное высказывание на тему чеченской войны с взрывами и стрельбой. Роль Ивана Ермакова стала блестящим стартом для актёрской карьеры Чадова. Его образ – своеобразный привет Даниле Багрову, здесь есть и неустроенность, выталкивающая главного героя обратно в военный кошмар, и простое мужское отношение к происходящему, и чёткое деление людей на своих и чужих, и даже любовно снятые сцены подготовки к персональным боевым действиям. Но там где Данила Багров борется казалось бы со всем миром, у бывшего чеченского пленника появляются вполне конкретные враги - чеченские террористы. Да и на роль национального героя он не претендует - отправляется помогать Джону ради денежного вознаграждения.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

6. Михалыч, "Жмурки" (2005)

Этим фильмом Балабанов продемонстрировал, что ему есть что сказать и на поле жанрового кино – а именно чёрной криминальной комедии. Хотя дилогия "Брат" уже несла серьезный заряд специфического юмора, в фильме, поставленном по сценарию футболиста Стаса Мохначёва, режиссёр разошёлся по полной, собрав в одной ленте массу клише и пародий на более-менее все образы, родившиеся в России девяностых. Сюжет фильма достоин киноопытов Гая Ричи, а в титрах перечислялся по-настоящему звёздный актёрский состав: Панин-младший, Дмитрий Дюжев, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и многие другие. Один из наиболее ярких образов – криминального авторитета Михалыча – сыграл Никита Михалков. Факт удивительный, поскольку после выхода "Брата" между двумя титанами российского кино возникла плохо скрываемая идеологическая вражда. Тем не менее, на съёмках "Жмурок" противоречия удалось преодолеть, и бьющая через край харизма Михалкова наложилась на сценарный образ жестокого и властного бандита, ряженого в традиционный малиновый пиджак. В итоге балабановский зритель получил одного из самых смешных и гротескных криминальных авторитетов из тех, что когда-либо появлялись на экранах.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

7. Тата, "Мне не больно" (2006)

Ещё одно жанровое кино Балабанова – мелодрама, снятая так, что ощущение щемящей тоски не покидает до самых финальных титров. Богемная красотка Натэлла Антоновна приглашает в свою квартиру троицу молодых и голодных архитекторов, чтобы те подготовили ей план перепланировки. По ходу дела один из архитекторов влюбляется в свою работодательницу, но вскоре выясняется, что квартира Тате не принадлежит, денег у неё нет, да и жить ей осталось всего несколько месяцев. Пригласив на главную роль Ренату Литвинову - одну из самых своеобразных российских киноактрис – Балабанов автоматически закрутил весь сюжет вокруг одного образа. Что бы не происходило на экране, в конце остаётся хрупкая фигура - только один образ смертельно-больной Таты, шагающей между питерскими арками с матрасом под мышкой под "Mammy Blue" Хулио Иглесиаса. Образ, который получился у Литвиновой, предельно прост - это человек, столкнувшийся лицом к лицу со смертью и, как следствие, с головой бросающийся в жизнь.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

8. Михаил Поляков, "Морфий" (2008)

Свой двенадцатый фильм Балабанов снял по сценарию Сергея Бодрова, который в свою очередь отталкивался от "Записок молодого врача" Михаила Булгакова. Революционная Россия. В сельское захолустье приезжает молодой врач Поляков. Первый же его пациент умирает от дифтерии. Полякову делают антидифтерийную прививку, после которой у него начинается аллергия. Чтобы снять симптомы, он просит вколоть ему морфий. Так начинается долгий путь молодого врача в наркотическое безумие, на фоне разворачивающейся большевистской революции. С "Морфия" в режиссёрской карьере Балабанова начался период, когда на главные роли в своих фильмах он стал звать всё больше малоизвестных, а зачастую и непрофессиональных актёров. Возможно, свою роль сыграл разрыв с актёрской командой, которой Балабанов был верен с самого начала: от участия в фильме "Груз-200" один за другим отказались Кирилл Пирогов, Евгений Миронов и Сергей Маковецкий. В "Морфии" ещё есть большие актёры: Алексей Панин и Ингеборга Дапкунайте. Но роль Михаила Полякова Балабанов решил отдать Леониду Бичевину, в актёрской карьере которого ни до, ни после, не было столь же ярких фильмов.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

9. Кочегар, "Кочегар" (2010)

Один из самых минималистичных фильмов Балабанова почти на треть состоит из долгих, снятых глубоким фокусом проходов персонажей по питерскому снегу. На фоне этих проходов разворачивается нехитрая драма. Контуженный ветеран афганской войны, безымянный якут, доживает свои дни в кочегарке, печатая одним пальцем на машинке когда-то прочитанный рассказ о русском каторжнике, жившем в царское время в якутском поселении. Автор рассказа – польский этнограф Вацлав Серошевский, но якут об этом не помнит и убеждён, что сочиняет всё сам. В кочегарку время от времени заходят бывшие сослуживцы якута, ставшие бандитами и сжигающие в кочегарке трупы, убитых ими людей. Однажды они принесут кочегару труп девушки, в которой он узнает собственную дочь. С подачи кинокритиков лента была мгновенно возведена в ранг самых личных в фильмографии Балабанова. По их мнению, малоизвестный актёр Михаил Скрябин сыграл не выдуманного контуженного кочегара, а самого Балабанова, которое десятилетие отщёлкивающего на печатной машинке незаконченную историю собственной жизни, застрявшей на рубеже восьмидесятых и девяностых.

10 ярких образов из фильмов Алексея Балабанова Фото: kinopoisk.ru

10. Режиссёр, "Я тоже хочу" (2012)

В чёрной машине, попивая водку и изредка перекидываясь фразами, едут пять человек: бандит, музыкант, алкоголик, отец алкоголика и проститутка. Они направляются к полумифической колокольне счастья, одиноко стоящей посреди вечной атомной зимы. Говорят, что того, кто войдёт в колокольню, забирают на небо. Но это только слухи – оттуда ещё никто не возвращался. Взяв в "Кочегаре" курс на минимализм, в "Я тоже хочу" Балабанов довёл его до абсолюта. Но если фильм 2010 года был на сто процентов синефильской картиной, в которой разворачивалась пусть и простая, но привычная для Балабанова криминальная драма, то здесь сюжета практически отсутствует. Ещё одна особенность фильма – лишив своих героев имён и оставив им лишь социальные метки, Балабанов привёл к логическому завершению свою вечную страсть к коллекционированию российских образов: условные герои, помещённые в условную машину, мчащуюся по условной России и ничего лишнего. Сам режиссёр неожиданно появился в финале - оставшийся в одиночестве бандит находит его у подножия колокольни и вместе они проводят последние минуты картины. Балабанов в ленте умирает, словно самостоятельно подводя итог собственной жизни и прощаясь со зрителем в собственной эксцентричной манере. После выхода "Я тоже хочу", говорили, что он станет последним в его карьере, было известно о тяжелой болезни, однако Алексей Октябринович продолжал работу - писал сценарий нового фильма о ранних годах Иосифа Сталина. Спустя несколько месяцев после премьеры фильма режиссёра не стало.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.