Пятница, 19 декабря 2014

13:43

12+

Погода на завтра

2..4 (день) 0..2 (ночь)

Курс валют

USD 59,60 EUR 73,34

Сериал "Сын вождя народов": Сталин на Первом

18:31 23 октября 2013

Одна из главных сериальных премьер осени - "Сын вождя народов", который показывают на Первом канале с нынешней недели.

О том, зачем понадобилось делать биографию сына Сталина Василия, обозреватель "Вечерней Москвы" поговорил с директором продюсерского центра "Фаворит-фильм" Анатолием Чижиковым, руководившим производством сериала.

- "Сын вождя народов" стал одним из последних сценариев, написанных Эдуардом Володарским. Он сам пришел к вам с этой идеей, или это была ваша инициатива?

- Изначально делать этот сериал было нашей идеей. Появилась она несколько лет назад, после того, как мы сняли сериал про Вольфа Мессинга, который с большим успехом прошел на нашем ТВ. Если помните, в "Мессинге" был эпизод, связанный с Василием Сталиным - Мессинг, благодаря своим способностям, спасает сыну вождя жизнь, предсказывая авиакатастрофу. Василия в итоге не оказывается в том самолете, который терпит крушение. Мы подумали, что биография Василия - та тема, которая может быть интересна зрителю, потом у что там есть и драматические повороты сюжета, и, безусловно, присутствует крайне оригинальный портрет человека на фоне эпохи, которую мы продолжаем с интересом изучать. Мы связались с Володарским, его это предложение привело в крайнее воодушевление. Буквально на следующий день он позвонил не и сказал: "А я уже пишу!"

- Вот как раз по поводу эпохи и ее изучения. Нередко складывается ощущение, что тема Сталина превратилась для производителей отечественных сериалов в обязательную программу - на эту тему были сняты десятки телефильмов. Почему именно фигура Сталина привлекает к себе такое внимание?

- Я довольно часто слышу, что тема Сталина, его роли в истории страны, уже исчерпана - дескать, исследовано все, что только можно исследовать. Но было бы ошибкой считать, что тема Сталина исчерпана. Постоянно появляются новые труды историков, которые проливают совершенно неожиданный свет на вроде бы давно известные факты. Как к нему ни относись, Сталин был одной из самых масштабных фигур XX века. И я вас уверяю, что "Сын вождя народов" - далеко не последнее высказывание на эту тему.

- Кто отвечал за актерский состав сериала?

- Всех актеров предлагали мы, а утверждал Первый канал. И в итоге, как мне кажется, все угадали. Молодой актер Гела Месхи, играющий Василия Сталина, совершенно по-новому раскрывается в "Сыне вождя народов". Я вообще думаю, что Гела - восходящая суперзвезда нашего кино, которому вполне по силам стать новым Безруковым. До меня доходят разговоры, что разного рода толки вызывает кандидатура Надежды Михалковой, играющей Светлану Аллилуеву. Да, она действительно внешне ничуть не похожа на Светлану. Но мы не принимали этот фактор в расчет, когда утверждали Надю. На пробах она убедила нас, что лучше нее с этой ролью не справился бы вообще никто, хотя кастинг на эту роль был очень серьезный.

- Василий Сталин в вашем сериале - фигура трагическая, мифологическая, максимально приближенная к реальности?

- Ну уж точно не мифологическая. Все, что вы видите на экране имеет документальное подтверждение. Володарскому не нужно было ничего выдумывать - биография Сталина-младшего этого не требует. А что до трагичности.... Да, безусловно. Это ведь история человека, который не отказался от своего отца и из-за этого лишился практически всех привилегий. Но мы все-таки решили, что снимать про самый последний период его жизни мы не будем. Ссылка в Казани, где к нему КГБ приставил женщину, которая его спаивала и фактически медленно убивала - мрачный и не самый легкий с точки зрения экранизации. Не для нас, а прежде всего для зрителя. Поэтому в нашем сериале точка стоит чуть раньше.

Мнения о картине «Сын отца народа»

Анатолий Дзиваев, актер, исполнитель роли Иосифа Сталина:

- Иосиф Виссарионович – это персонаж очень емкий, даже бездонный, поэтому на него нельзя вешать какие-то бирки и ярлыки, и ни по каким рецептам его не сыграешь, хотя такие попытки в кино были. Сталин – сложная фигура, неоднозначная, и нельзя какими-то определениями его измерять, он каждый раз в разных ситуациях разный. К этой фигуре я отношусь, прежде всего, как к человеку, а не к политическому деятелю. Поэтому в тех проектах, где я снимался, я договаривался с режиссерами и пытался вытащить именно его человеческие стороны. Сейчас о нем сложно говорить, потому что его фигура обросла разными суждениями, небылицами, клеветой, что истину выявить уже очень сложно.

Когда я работал над ролью, я прочитал много исторических документов, а также воспоминания приемного сына Артема. В этом фильме я пытался сделать акцент на каких-то его чертах как отца в отношениях с сыновьями, с дочерью, с женой. Так, свою дочь Светлану он любил больше всех! Но когда он, к примеру, увидел, что она красит губы, он ее ругает очень жестко. И это от большой любви, уверяю вас! Или сыну Василию он сказал: «Ты позоришь не только себя, ты позоришь меня, ты позоришь фамилию, ты позоришь страну!» Вот о чем он думает. И не делает никаких поблажек. Но при этом он любит! А эти байки про то, что Сталин убил свою жену – это все не правда. Я читал о том, как он приходил на кладбище, сидел один и плакал...

Да, он руководил огромной страной, в которой реально было много провокаторов, и нужно было все держать железной рукой. И это накладывало свой отпечаток на взаимоотношения с домочадцами, и наверняка он иногда срывался на них. Но потом он даже укорял себя в том, что мало внимания им уделяет...

У каждого сложился свой образ Сталина. Но уже хватит его обвинять! И пора бы уже полюбить свою страну, так как он ее любил. Конечно, мы знаем о нем много негативного, но не надо забывать, какое это было сложное время. И в такой ситуации, я не знаю, кто бы еще смог удержать страну. И такого ранга руководитель нужен был, возможно, это само время вывело его на арену истории.

Помню, я учился во втором классе, когда он умер. И я видел, как за крестовым перевалом, в глухом селе. И там все плакали и рыдали! Я спрашивал маму: «Что случилось?» а она говорит: «Сталин умер». И все рыдали, рвали на себе волосы, и это было искренне. После чего я не видел ни одного такого оплакивания руководителя. Это о чем-то говорит. Кто кого заставит где-то в горах плакать?!

А о Василии вообще мало кто что знал. Люди моего возраста, были наслышаны что это был глубоко трагичный человек, и вместо отца отыгрались на нем. Он много сделал для советского спорта: поднял хоккей и футбол, и даже шантажировал пользовался именем отца: мол, если не выделите деньги на приобретение спортивного инвентаря, я папе скажу. Но он это делал не ради себя. И мне кажется, Гела Месхи очень хорошо передал этот образ.

Нас учили, что играя роль, надо быть адвокатом героя, всегда вытаскивать субъективную правду, и с этой точки зрения Сталин – бездонное озеро. Это еще мне не нравится этот акцент, трубка. Я в двух фильмах вообще трубку не курю! Кладу рядом, но не курю, потому что это стало шаблоном. И говорю почти без акцента, крена в эту сторону не надо делать. Еще в «Жукове» я сказал: «Если вы будете делать однозначного подлеца, мне это не интересно».

Историк моды Наталья Шилова:

- Согласна, зачастую создатели сериалов, зажатые жесткими временными рамками и производственным процессом, поставленным на поток, грешат тем, что недостаточно уделяют внимания антуражу, костюмам, каким-то мелким штрихам и деталям, и в результате случаются довольно заметные ляпы и несоответствие изображаемой эпохе, а из-за этого – какая-то незавершенность и дисгармония. Но съемочной группе картины «Сын отца народов» стиль выдержать удалось. В картине представлены 30-е-50-е годы, и несоответствия эпох здесь совершенно точно нет. И кстати, не только здесь.

Я уже обратила внимание, что в последнее время наметилась тенденция к тому, что телепроекты, особенно на Первом канале, стремятся создавать добротно, и стараются ничего подобного не допускать.

Но у меня есть свое особое мнение на эту тему. Я считаю, что телевизионный фильм не должен быть исторически абсолютно достоверным, потому что это - художественное кино, и его задача – дать представление о предмете, а не исполнять роль учебника истории. И потом есть еще такой момент: многие предметы одежды, которые созданные то время, если их показать именно такими, какие они были тогда, то это может не создать нужное настроение. А все потому, что они недостаточно выразительны или, наоборот, слишком натуралистичны.

Поэтому для того, чтобы художнику по костюмам достоверно передать в картине именно атмосферу той эпохи, очень часто нужно создавать нечто среднее между одеждой, как она выглядела на самом деле, и тем, как бы она выглядит в представлении современного человека. Если возвратиться к тем же временам Сталина, то если, к примеру, взять московское высшее общество той поры, богема, и то, как тогда выглядели красивые женщины, то выяснится такая деталь: макияж в то время был очень ярким, ненатуральным и неестественным, с выбеленным лицом и очень яркими губами. Но именно так тогда выглядели роскошные женщины и особенно, актрисы.

Еще ошибка – мех, и ее не удастся избежать никому. Дело в том, что шубы тех времен, естественно, не сохранились, а сейчас они совсем другие. Тогда их кроили совершенно по другим лекалам, они были гораздо более грубые, и прямого силуэта. Но это можно заметить, только если придираться. И при желании такие огрехи можно найти в любом фильме, даже в голливудском. Но совершенно явных ляпов в этом сериале точно нет.

Еще по теме (50)

Новости партнеров

Загрузка формы комментариев

Новости партнеров