Портал городских новостей

Аполло нашей космонавтики

22:06 17 марта 2014 943
Совсем рядом с Петровским путевым дворцом, что возле станции метро «Динамо», на Красноармейской улице в доме №4 находится Музей авиации и космонавтики.

Но музей в этом симпатичном здании (сразу бросающемся в глаза на фоне традиционных пятиэтажек и блочных домов 70-х годов прошлого века) был не всегда. И история этого дома заслуживает особого разговора.

Когда мы с вами обсуждали историю путевого дворца и Петровско-Разумовского парка, раскинувшегося рядом, то вспоминали – в парке было огромное количество увеселительных заведений: ресторанов, трактиров, клубов…

Одним из самых знаменитых ресторанов начала прошлого века в этих местах был «Аполло». В его стенах ныне и расположился музей авиации и космонавтики. Не правда ли, интересный знак судьбы от «Аполло» к музею космонавтики. Жаль, что не «Союз» или «Восток»…

Ресторан

Петровский парк, расположенный за Тверской заставой был одним из самых оживленных мест гуляний во время летнего отдыха москвичей. Парк был искусственно устроен немцем Финтельманом по заказу московского градоначальника княза Голицына в 1834 году. Здесь построили шоссейные дороги, аллеи, летний театр и каменный вокзал для гуляний аристократии. В самом парке было разрешено чаепитие. Расцвет парка пришелся на конец 50-х годов ХIХ века, когда в нем разрешили строить дачи. Мещане осваивали Березовую рощу в Зыково, где в дальнейшем и были построены загородные рестораны и трактиры, популярные у всех жителей столицы. Именно здесь появились Цыганская улица, Цыганский переулок и даже Цыганский уголок, ставший в дальнейшем 4-м Эльдорадовским переулком. Здесь останав­ливались цыганские таборы, а цыгане делились на зыковских и масловских (по названию Верхней Масловки). На этих улицах даже в наше время еще живут цыгане, которые пели в хорах ресторанов, наиболее известным из которых был «Яр». Некоторые из них, естественно, выступали и в ресторане «Аполло».

Здание было построено в конце XIX века. Для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать. Вот в Петровском парке они и сосредоточились.

В этом московском загородном особняке эклектического стиля - с мавританскими башнями, островерхой крышей, большим садом - в начале нашего века царило непрекращающееся веселье. Лихо подкатывали коляски или сани. До глубокой ночи переминались с ноги на ногу рысаки, ожидая своих хозяев - богатых купцов, завсегдатаев ресторана «Аполло». После революции здание начало было приходить в запустение и стояло с разбитыми окнами.

Аэромузей

Решение о создании музея было принято в 1924 году на Втором Всесоюзном совещании Общества друзей Воздушного флота (ОДВФ). Тогда он получил название «Центральный аэромузей ОДВФ СССР». Да и само общество существовало всего год. На фоне послевоенной разрухи создание собственного воздушного флота стало одной из главных задач страны. Правительство обращается к трудящимся: «Трудовой народ, строй Воздушный флот!» И наладили серийное производство первого советского авиационного мотора, открыли Академию воздушного флота. Настало время подумать и об аэромузее.

В его создании принимали активное участие Председатель Совета Народных Комиссаров (СНК) Алексей Рыков и начальник управления Военно-Воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) Петр Баранов. Последний и возглавил оргкомиссию по созданию музея. «Музей, - подчеркивала комиссия, - должен быть лабораторией не только для популярного знакомства, но и для серьезных занятий по авиации, воздухоплаванию».

В 1925-1926 годах было выделено и отремонтировано здание, выделенное Моссоветом, собраны первые экспонаты. В сложной социально-экономической обстановке 20-х годов это потребовало большого труда, мужества и энтузиазма.

Центральный аэрохиммузей имени Михаила Фрунзе (так стал называться ЦДАиК) официально открылся 18 января 1927 года. Первыми посетителями стали делегаты I Всесоюзного съезда Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР. Тогда существовали четыре отдела: авиации и воздухоплавания, химический, сельскохозяйственный и общественно-исторический. При музее были организованы: научно-техническая библиотека, фототека, кинолекторий и модельно-макетная мастерская. В числе первых штатных сотрудников - воевавший еще в германскую войну летчик Александр Егоров, много сделавший за свою жизнь для нашей авиации.

Особенно богат и разнообразен был аэроотдел: 20 с лишним авиамоторов, в центре возвышался боевой германский самолет «Фоккер С1». У входа в главный зал находился редчайший экспонат - один из планеров Отто Лилиенталя, выписанный из Германии по инициативе профессора Жуковского в 90-х годах XIX столетия. В экспозиции воздушных сообщений впечатляла огромная, в 1/500 натуральной величины, модель гражданского аэропорта, оборудованного для ночных полетов. Затемняя комнату и зажигая маячные и посадочные огни, можно было наглядно показать работу авиаторов ночью. Были выставлены образцы авиационного вооружения, парашютов, навигационных приборов, модели наблюдательных воздушных змеев и шаров.

С 1941 года на экспонатах практически не осталось надписей «Руками не трогать». Наоборот, здесь разрешалось трогать, изучать, исследовать. Читались лекции по различным авиационным дисциплинам для летчиков и механиков. Во дворе выставили авиационные трофеи - не только знаки наших побед, но и учебные пособия.

В послевоенные годы здесь демонстрировались отечественные боевые самолеты: Ла-7 трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, Як-3, подаренный саратовским колхозником Головатым летчику Еремину; позднее сюда добавились первенцы реактивной авиации - самолет МиГ-15, а затем МиГ-17.

Хранители космических знаний

В 1958 году музей был переименован в Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ СССР.

В экспозиции появляется космический раздел. В 1971 году музей выступил инициатором проведения Гагаринских чтений. В те годы и автор этих строк не раз бывал в музее на школьных экскурсиях и с восторгом рассматривал скафандр космонавта, тюбики с космической едой, спускаемый аппарат...

В январе 1987 года музей был закрыт на капитальный ремонт. Здание обветшало и пришло в негодность. Все экспозиции музея были демонтированы. Времена были неспокойные, финансирование почти полностью прекратилось, и далеко не все экспонаты вернулись на место или были серьезно повреждены. Исчезло много ценных книг, пропали ковры. Вывезли редчайшее пианино немецкой работы... Да и появилось немало коммерсантов, которым приглянулось старинное здание. Да хоть бы и для того, чтобы снова открыть в нем веселый ресторан для гуляющей «братвы» или доходное казино для новых нуворишей.

Но тем не менее усилиями энтузиастов, сотрудников музея и РОСТО - преемника ДОСААФ на тот момент были выделены необходимые финансовые средства, обновлено руководство. Возглавил Дом генерал-майор авиации, боевой летчик Петр Вяликов. Он даже наладил систему самофинансирования музея.

И в ноябре 1994 года, после более чем семилетнего перерыва в работе, открылся для посетителей первый зал обновленного музея. Сейчас здесь можно увидеть тренажер кабины уже давно нелетающего многоразового космического корабля «Буран». При Доме созданы Клуб ветеранов авиации и космонавтики, Ассоциация женщин летных специальностей «Авиатрисса».

Лайка

Недалеко от музея, по адресу: Петровско-Разумовская аллея, 12а, в 2008 году был открыт памятник собаке Лайке, ставшей первым живым существом, запущенным в космос. Памятник высотой 2 метра представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка. Монумент разместили на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент.


Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров