Портал городских новостей

И генерал, и рядовой

18:12 8 мая 2015 1
8 мая в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Творцы Победы".

8 мая в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Творцы Победы".
Фото: Мария Раевская

Выставка в Музее обороны Москвы разоблачает киношных пехотинцев и пускает ко дну фашистские кресты.

8 мая в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Творцы Победы". Это материалы о защитниках столицы и родины. Причем не обязательно тех, кто держал в руках оружие. Творцами Великой Победы были и врач, спасающий раненых, и повар полевой кухни, и женщина, копавшая окопы.

- Из миллионов небольших подвигов складывалась одна большая Победа – такая правда о войне является центральной идеей выставки, - говорит директор Музея обороны Москвы Владимир Преснов.

В одном конце зала схематически изображен Кремль, а в противоположном - горящий Рейхстаг. И это символично, так как еще во время битвы под Москвой вызревала идея штурма Берлина.

Мария Раевская
8 мая в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Творцы Победы".

- Константин Рокоссовский говорил корреспонденту: "Воюя под Москвой, надо думать о Берлине", - говорит ученый секретарь музея Кирилл Дряннов. - А командующий 3-й Ударной армией генерал Кузнецов 5 декабря 41-го во время Битвы под Москвой пошутил, чтобы подбодрить своих бойцов: "Берлин хорошо видно в бинокль". Мог ли тогда знать генерал Кузнецов, что именно солдаты 3-й Ударной армии будут штурмовать Берлин.

Символично также, что 21-я дивизия Народного ополчения, сформированная под Москвой, впоследствии была преобразована в 77-ю Гвардейскую стрелковую дивизию и участвовала в штурме Берлина.

На выставке представлены материалы об отдельных бойцах 21-й дивизии. 

В застекленных витринах разложены документы военнослужащих, предметы быта солдатов и офицеров Красной армии (фляга, пачка "Казбека", опасная бритва), оружие. Старший научный сотрудник отдела фондов Дмитрий Носков может часами рассказывать о "ноже разведчика":

- У этого ножа великолепный баланс. Им можно резать, колоть, его можно метать в цель. Он сделан из гибкой стали. Лезвие тонкое - это очень важно, если оно напорется на ребро врага, оно обогнет его и часовой в любом случае будет снят.  

Представлены также награды, которыми награждали бойцов и тружеников тыла.

Мария Раевская
8 мая в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Творцы Победы".

- Медалью "За Оборону Москвы" награждены около миллиона человек, - говорит Кирилл Дряннов. - Лишь 37 процентов из этих людей были солдатами. Остальные работали в тылу. Я горжусь тем, что в моей семье этой награды удостоился дед, он был сапером, и прадед, который изготавливал взрывчатку на заводе.

На стенах висят плакаты "Окна ТАСС", а также представлены передовицы шести номеров "Вечерней Москвы", отражающие основные этапы битвы под Москвой и вехи Великой Отечественной. Это выпуски: от 3 июля 41-го с речью Иосифа Сталина; от 20 октября 41-го, когда столица совладала с паникой; от 8 ноября 41-го с репортажем о парада в честь годовщины Октябрьской революции, от 13 декабря 41-го о провале немецких планов захватить Москву с ходу; от 27 января 42-го о ходе Контрнаступления; и от 25 июня 1945 года с репортажем с первого Парада Победы.  

Выставка – продолжение основной экспозиции музея. Но специально ради нее кое-что достали из запасников. В одной из витрин, посвященной начальному периоду войны, выставлен манекен, одетый в весьма странную форму. На голове у него серая буденновка с красной звездой (начитанные посетители могут вспомнить, что она была отменена приказом наркома обороны СССР в 1940 году), на ногах – ботинки с обмотками. Это образ, знакомый нам скорее по фильмам и фотографиям о другой войне – Гражданской.

- На самом деле в начальный период войны многие военнослужащие продолжали донашивать старую форму, - объясняет Дмитрий Носков. – Видите, в глубине витрины карандашный портрет солдата? Он не имеет отношения к хозяину вещей, просто он иллюстрирует, что действительно в начале войны красноармейцы ходили в буденновках.

Мария Раевская
8 мая в Государственном музее обороны Москвы открылась выставка "Творцы Победы".

Почему же по фотографиям и фильмам, даже документальным, нам запомнился иной образ? Дмитрий Носков объясняет: сами военнослужащие, зная о том, что в часть приедет фотограф, старались разыскать вещи, которые выглядели бы более представительно. Ну, а про игровые фильмы и говорить нечего. Во-первых, там полно киноляпов (по словам сотрудников Музея обороны Москвы, из новых фильмов приятное исключение составляет разве что «Брестская крепость» - там очень внимательное и уважительное отношение к реалиям), во-вторых, для актеров подбирают на скорую руку то, что есть в костюмерной, а там зачастую форма нового образца.

- В художественном фильме красноармейцу 1941 года надели бы на голову пилотку, если действие летом, или шапку-ушанку, - говорит Дмитрий Олегович. – И обули бы в кирзовые сапоги, которые вошли в употребление только к 1943 году. В начальный период войны кожаные сапоги были только у комсостава, хромовые или яловые. Актеру подобрали бы другую шинель, эта смотрится непрезентабельно. И достали бы кожаный ремень с медной бляхой, каких полно на армейских складах. А нас ремень брезентовый, как положено (кожаные ремни были прерогативой младшего комсостава).

Из запасников подобраны экспонаты и для другой витрины. Она символизирует торжество советского оружия над фашистским. На шнурах подвешены сабля, шашка и кинжал, которые использовались на параде 24 июня 1945 года. На дне витрины лежит трофейное фашистское оружие: парадный кинжал, парабеллум, автомат П-40 и сабля с желтой рукояткой. Все это усыпано новенькими сверкающими «железными крестами».

- Эти сабли были приготовлены для шествия по Красной площади, - рассказывает Дмитрий Носков. - Гитлер ведь мечтал устроить парад в захваченной Москве: чтобы во главе каждой войсковой коробки шел офицер с такой вот саблей наголо. А когда четыре года спустя мы взяли рейхсканцелярию, то нашли и захватили груду свежеотштампованных крестов. Немцы заготовили их, чтобы награждать защитников Берлина. Они до последнего надеялись, что сумеют избежать поражения.

Выставка продолжит работу до 1 декабря 2015 года.


Загрузка формы комментариев