Портал городских новостей

"Вишневый сад" погубил дефицит любви. Андрей Кончаловский завершил трилогию по Чехову

18:02 27 февраля 2016 4414
Показ спектакля "Вишневый сад" в театре Моссовета.

Показ спектакля "Вишневый сад" в театре Моссовета.
Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"

В субботу, 27 февраля, в Академическом театре имени Моссовета - премьера спектакля "Вишневый сад" Андрея Кончаловского. Специальный корреспондент "ВМ" увидела постановку накануне премьерного показа, а затем побывала и на первом спектакле чеховской трилогии Кончаловского - "Дяде Ване".

Юлия Высоцкая в постановке "Вишневого сада" - элегантная, заграничная Любовь Раневская. В шляпах, белых платьях, с сигарой и любовью к своему французскому любовнику-альфонсу. Раневская умна, трезва и порой цинична. Она прямо указывает всем на недостатки и каждого находит "подурневшим".

В спектакле "Дядя Ваня" Юлия Высоцкая играет добрую, трудолюбивую, но некрасивую девушку Соню. Андрей Кончаловский находит родственные связи между героями пьес Чехова. Соню и Раневскую объединяют не только несчастная любовь, но и дворянское происхождение, а также природный ум.

И красной нитью через три спектакля проходит тема "изменения человека во времени и в пространстве". Мы видим, что в "Вишневом саде" люди изменились до неузнаваемости, и не только люди - изменилась Россия, ценности и чувства. Все стало другим. За семь лет - с 1896 до 1903 - изменился мир и сам Чехов.

Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
Спектакль "Вишневый сад" в театре Моссовета.

Режиссер дает возможность зрителю своими глазами увидеть, как автор "Вишневого сада" пишет свои последние письма. Сразу после того, как со сцены исчезает шкаф с книгами, в любви к которому признавались аристократы Гаев и Раневская, на сцену опускается огромный экран. И зритель видит, как рука Чехова, созданная с помощью технологий монтажа, выводит слова отнюдь не докторским, а красивым каллиграфическим почерком. Внимание привлекают чеховские запятые - длинные, похожие на капли дождя. Они вызывают невольную улыбку, как и сами письма Антона Павловича. Чехов пишет жене, актрисе Ольге Книппер из Ялты: "Дома все благополучно. Шарик еще не научился лаять. А Тузик - разучился". Был в этих письмах и Журавль, танец которого забавлял больного Чехова, а в постановке Кончаловского "Вишневый сад" - Цапля. Она появляется на сцене перед приходом в дом прокаженного нищего, роль которого исполняет Антон Поспелов. Он просит милостыню, и Раневская отдает ему последний золотой. Она хочет хотя бы так откупиться от своих грехов. Раневская не борется за вишневый сад: в глубине души она считает, что не имеет на него морального права, да уже и не любит его - слишком много горя с ним связано.

Темой недостатка любви или неподлинной любви наполнен "Вишневый сад" Кончаловского. Все герои в кого-то влюблены, одни даже делают предложения руки и сердца, другие ждут этого предложения... Слова "любовь, любить, любит, не любит" рассыпаны в "Вишневом саде" как листья, как цветы... Но все они запоздалые, засохшие, опавшие, перезрелые или недозрелые. Дуняша (актриса Александра Кузенкина) говорит об Епиходове: "Он меня любит, так любит", - Аня утверждает: "Лопахин любит Варю". Трофимов (актер Евгений Ратьков) обещает Ане: "Мы полюбим друг друга". И только клоунесса Шарлотта (актриса Лариса Кузнецова) бросает в глаза помещику Семенову-Пищику правду: "Разве вы можете любить?".

Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
Юлия Высоцкая в роли Раневской и Александр Домогаров в роли Гаева в постановке Андрея Кончаловского "Вишневый сад" в театре имени Моссовета.

Несмотря на то, что в чеховских пьесах герои часто говорят о странных людях, чудаках, настоящую чудачку - клоунессу, жонглершу, циркачу без роду, племени, имени и паспорта Шарлотту Ивановну автор выводит на сцену впервые именно в "Вишневом саду". Ее образ выписан не так четко, как остальные женские роли, но миссию свою она выполняет в полной мере. Шарлотта озвучивает главную причину гибели Вишневого сада - любовь обесценена, любовь предана и продана, как и сам сад. Разве только осталась родственная привязанность - любовь сестры и брата, детей и матери, любовь к умершим детям и умершим родителям... Но и она - бесполезная и призрачная...

Гаев любит Раневскую, но это не мешает ему вынести ей приговор - "порочная". И дочери осуждают свою мать, хотя и жалеют. А Фирса (актер Антон Аносов), слугу, который бескорыстно и преданно, не осуждая и не казня, любил всех домочадцев, и вовсе хоронят живьем, заколотив в доме. Возможно ли было такое, если бы в сердце хотя бы одного из героев "Вишневого сада" жила любовь?

Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
Показ спектакля "Вишневый сад" в театре Моссовета.

В "Дяде Ване" тоже есть преданная нянька, любящая бескорыстно - Марина. И умный доктор Астров на вопрос Елены Андреевны: "Кого он любит", отвечает: "Никого не люблю, если только няньку". Но Астрова и подобных ему нет в "Вишневом саде". Он умер или не приехал. Или скоро умрет - вместе с Чеховым. Вместо него, единственного деятельного, трудолюбивого, гуманного человека, который спасает людей и мир - делец, буржуй, скряга и трус - Лопахин (в исполнении Виталия Кищенко).

И все-таки "Вишневый сад" - комедия, пусть и сквозь слезы. Чехов легко прощается с самой большой иллюзией своей жизни - иллюзией о настоящей, большой любви между мужчиной и женщиной.

Кстати, Павел Деревянко, исполняющий роль Ивана Войницкого, перед началом спектакля "Дядя Ваня" поделился с "Вечерней Москвой" мнением, что "Чехов разочаровался в любви":

- Думаю, это так, - размышлял актер. - Он вообще не очень доверял женщинам. Изо всех сил хотел верить, хотел любить, но что-то его удерживало. Но при этом Чехов заведомо жалеет всех людей - и тех, кто мечтал о любви, и тех, кто даже не решился о ней мечтать.

Павел Деревянко о Чехове.
автор: Анжелика Заозерская
скачать

Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
Юлия Высоцкая в роли Раневской и Александр Домогаров в роли Гаева на предпремьерном показе спектакля в постановке Андрея Кончаловского "Вишневый сад" в театре имени Моссовета.

Александр Домогаров о своем герое Гаеве сказал "ВМ":

- Единственное оправдание жизни моего героя - его любовь к сестре, только толку от этой любви мало.

А на вопрос: "Любит ли его Астров Елену Андреевну?", Домогаров отвечает: "Нет. Она ему нравится как женщина, но он видит, что она просто красивая бездельница".

Андрей Кончаловский в "Вишневом саде" ненавязчиво, тонко, но последовательно и убедительно говорит о том, что все чеховские герои достойны любви, только что-то внутри каждого из них сломалось и они стали неполноценными. Трагично это или комично? Зависит от того, как относиться к своему увечью. Можно с юмором, как это делает сирота и бродяга, не знавшая ни любви, ни родины, ни детства, Шарлотта Ивановна, раскладывая карты. Или со злостью, как забракованная Варя. Можно с гротеском - как Епиходов (в исполнении Александра Бобровского), которому изменила Дуняша. А можно как Лопахин - покупая сады, заводы, пароходы... Но все они вызывают горькую усмешку. Как смешно было Чехову, который женился на актрисе Ольге Книппер незадолго до смерти, и жаловался на то, что некому зашить ему носки. Актриса не представляла своей жизни без театра. Но Чехов был влюблен в нее как мальчишка - написал больше 400 писем. В своем предпоследнем письме Чехов, в ответ на вопрос жены, писал: «Ты спрашиваешь – что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно».

Уже после спектакля к Андрею Кончаловскому подходили зрители. Они благодарили режиссера за ответы на многие вопросы.

- Спасибо вам, - сказал один из них. - Теперь мы поняли, почему пала Российская империя.

- И почему же? - в свою очередь спросил у зрителя Кончаловский.

- Дефицит любви. Ее стало слишком мало...

ФОТОГАЛЕРЕЯ СПЕКТАКЛЯ АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО "ВИШНЕВЫЙ САД" В ТЕАТРЕ ИМЕНИ МОССОВЕТА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сложное доказательство роли. Александр Домогаров: В полтинник начинать новую жизнь тяжко

В Академическом театре имени Моссовета премьера спектакля Андрея Кончаловского «Вишневый сад». В роли Гаева — Александр Домогаров. В интервью «ВМ» он рассказал о своем прочтении Чехова. Тем временем на сцене Театра Моссовета с успехом уже идут два спектакля, «Дядя Ваня» и «Три сестры», в которых артист играет Астрова и Вершинина. 12 декабря спектакль «Дядя Ваня» идет в 100-й раз.

Мы встречаемся в воскресенье – в час дня, а вечером Александр Юрьевич будет играть одного из самых несвободных мужчин в русской литературе – подполковника, командира Вершинина. Подходит ко мне – высокий, стройный. (далее)

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров