Портал городских новостей

Трехголовый дракон вернулся на сцену

20:16 12 декабря 2016 1021
Репетиция спектакля Театра на Покровке «Дракон». Артист Евгений Булдаков в роли Бургомистра (в центре) «прогуливается» по той тонкой грани, которая отделяет скоморошеское ерничанье от полного безумия

Репетиция спектакля Театра на Покровке «Дракон». Артист Евгений Булдаков в роли Бургомистра (в центре) «прогуливается» по той тонкой грани, которая отделяет скоморошеское ерничанье от полного безумия

Фото: Пресс-служба Театра на Покровке

13 декабря Театр на Покровке представляет новый спектакль — главный режиссер Геннадий Шапошников вернул на сцену «Дракона» Евгения Шварца. Спектакль покоряет сердца зрителей своей актуальностью и свежестью режиссерских решений.

В треугольных крыльях-парусах над сценой заблудился свежий ветер. Добротный стол и основательные табуретки, холщовые костюмы, вязаные шарфы и носки — весь домоткано-деревянный мир маленького городка (художник Виктор Шилькрот) дрожит и трепещет: двести лет «чудушко-юдушко, душечка-цыпочка» полновластно хозяйничает в этом унылом местечке, калеча души людские.

Если разрубить человека пополам — он умирает. А вот если «душу разорвешь — станет послушной, да и только». Вот и отдают ежегодно искалеченные душевно жители Дракону самую красивую девушку. Но накануне очередной «черной» свадьбы в городе появляется освободитель Ланцелот. Готовы ли горожане к такому повороту событий, жаждут ли освобождения? Об этом размышляют создатели спектакля.

Автор старой версии постановки — Сергей Арцибашев. Геннадий Шапошников взял исходную конструкцию за основу, внес изменения, придав ей дополнительную контрастность, яркость, насытив собственными удачными идеями и ходами.

Создавая своего «Дракона», Шварц опирался на сказочный сюжет народов Юго-Восточной Азии о чудище, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, если только он не юноша с чистыми помыслами. Шварц и Шапошников идут дальше: они словно под лупой рассматривают превращение победителя в тирана.

Спасаемые горожане приспособились к жестокой власти с ее притеснениями. Квинтэссенцию этого состояния выражает Бургомистр: «Он победит, летун-хлопотун! Ох, люблю я его как! Люблю — и крышка». Горожане мечтают лишь об одном: хуже бы не стало. Им вроде и не нужна свобода, рабство стало второй натурой. А значит, лишившись одного тирана, они тут же посадят на шею нового. Ну и как таких полюбить?

Попытка изобразить Дракона на сцене впервые была предпринята в Ленинградском театре комедии в военные годы, при жизни Сталина. Пьеса о неограниченной власти, естественно, очень быстро попала под запрет. В годы оттепели в Москве за «Дракона» взялся Марк Захаров в Студенческом театре МГУ. Но после 17 представлений и этот спектакль был закрыт. Несколько дольше продержалась на сцене поставленная в 1980-м кукольная версия Сергея Образцова.

Позже режиссеры уже достаточно часто обращались к философской шварцовской пьесе. Постановку Геннадия Шапошникова отличает от прочих прежде всего великолепная находка образа самого Дракона. На сцене трехголовое чудовище изображают сразу три артиста — Владимир Щербаков, Александр Борисов и Кирилл Дубровицкий. Они неизменно появляются вместе, иногда встречаясь друг с другом, а иногда «разминувшись», шествуют вокруг интересующего Чудище объекта.

При этом каждая «голова» живет самостоятельной жизнью, высказывает собственное мнение и — самое забавное — имеет суверенный характер.

Пожалуй, наиболее яркими в спектакле являются работы артистов Евгения Булдакова и Валерия Ненашева. Булдаков в роли Бургомистра «прогуливается» по той тонкой грани, которая отделяет скоморошеское ерничанье от полного безумия, но в нужный момент ловко переключается в состояние почти военной собранности, «застегнутости» на все пуговицы. Удивительно хорош Валерий Ненашев. Его Шарлимань проникновенен, трепетен, своей интеллигентностью напоминает персонаж Вячеслава Тихонова, но при этом он абсолютно самобытен.

Особой удачей является пластическое решение массовых сцен (Ольга Семаева). Передвигающийся украдкой «народ» напоминает в первом акте стайку испуганных мышей, а во втором — счастливых оболваненных пингвинов. Таких людей спасать сложно — ведь им это не нужно, их от правды «воротит, отшвыривает».

Но находятся люди, способные вместо медного тазика-шлема и бумажного рулона-меча предложить герою реальное подспорье: шапку-невидимку — Шляпник (Владимир Бадов), ковер-самолет —Ткач (Алексей Терехов), металлический меч — Кузнец (Сергей Ищенко) или недюжинные организаторские способности — Кот (Михаил Сегенюк). Эта четверка артистов наглядно демонстрирует, что в хорошем театре у талантливого режиссера нет ни маленьких ролей, ни маленьких актеров.

Философский финал «Дракона» — благодарный кивок вечной актуальности шварцовским раздумьям: люди во все времена должны заслуживать человеческого отношения к себе.

Премьера пройдет на сцене Театра Армена Джигарханяна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Большой театр представил оперу «Дон Карлос» с обновленным звездным составом

В среду, 7 декабря, Большой театр собрал российских звезд в опере Верди «Дон Карлос». Хибла Герзмава, Екатерина Губанова, Ильдар Абдразаков — имена, регулярно появляющиеся на афишах самых великих театров мира, но до сегодняшнего дня в этом списке не было Большого театра (далее...)

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров