Каренинские страсти XXI века
Вынашивал, откладывал, снимал что-то другое. Но тема покоя не давала. И Бортко таки снял полнометражную картину — о сильных чувствах и разрушительных страстях. А если по гамбургскому счету — о дороге в никуда. Мастер «обставил» эту дорогу многочисленными зигзагами, коварными капканами, приправил изумительными эротическими сценами и заставил героев страдать не где-то, а на фоне бесконечно прекрасных набережных и особняков имперски сдержанного Санкт-Петербурга.
А вдохновила маэстро на новый фильм перечитанная им однажды на досуге «Анна Каренина». Точнее эпиграф Льва Николаевича из Библии, гласящий: «Мне отмщение, и Аз воздам». Непростые режиссерские размышления о причинах этого воздаяния, о самих истоках любви, попрании моральных норм, ответственности супружеской пары за адюльтер, низводящий таинство до физиологически животного уровня, и стали отправной точкой. Абсолютно, кстати, оригинальной истории, очень мало напоминающей толстовскую драму по форме, но весьма близкую ей по сути.
Итак, по улицам по-северному сдержанного Петербурга бродит молодая женщина Нина (Аня Чиповская), окончательно запутавшаяся в своих чувствах. Неожиданно для себя она становится одной из вершин пресловутого любовного треугольника.
Любовь к мужу профессору-китаисту, весьма эгоистичному, откровенно говоря, субъекту (совершенно не похожий на себя артист Алексей Чадов), стремительно тает. Поскольку на горизонте героини возникает богатый, эффектный, женатый и тоже достаточно эгоистичный банкир. Его роль безупречно — холодновато и отстраненно — играет Дмитрий Певцов.
Банкир кидает на Нину заинтересованные взгляды и недвусмысленно предлагает секс взамен погашения просроченного платежа ипотеки. А потом предлагает еще и — вот же маленькая женская радость! — встречаться регулярно. Но только по четвергам. Когда у него, банкира, есть пауза в деловом расписании. Что поражает более всего в этой истории, так это стремительное превращение Нины из недоступной, знающей себе цену манкой женщины, в жертву — весьма жалкую, циничную и надоедливую. Она подкарауливает героя Певцова, часами поджидая его у офиса, куда предупрежденная охрана и пускать-то барышню уже не желает. А бедный банкир не знает, как объяснить ее бесконечные ночные звонки все понимающей жене (Мария Миронова).
Ну, а дальше — как у Льва Николаевича. «Я его любовница!» — кричит мужу Анна Каренина. «Я сплю с другим!» — мстительно вторит своей предшественнице Нина. И, правда — «спит»: к любви ее запутанные чувства имеют очень отдаленное отношение. Страсть, корысть, ревность, злость, зависть, мстительность — только не любовь!
Различны эпохи, намекает нам режиссер, но неизменно воздаяние за адюльтер. Современной Карениной уже нет необходимости бросаться на рельсы: общество давно закрыло глаза на подобные грешки. Но губит Нина свою душу не менее извращенно, чем ее предшественница, на наших глазах превращаясь в законченную корпоративную стерву. И постепенно из содержанки переходит в новый, столь вожделенный для себя статус банкирской жены.
Только вот счастья это не приносит: «любимый», нет-нет, да и наведывается к своей «бывшей». Да и Нине не чужды отношения «на стороне». Которые теперь всегда уступают главному в ее «состоявшейся жизни» — карьере. Вот такая сомнительная любовь на фоне мегаполиса.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции