Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Остановись у последней черты

Общество
Растет активность подростковых «групп смерти» в социальных сетях. Юнкоры «ВМ» пытаются ответить, кто и почему становится жертвой.

НАДО ПОДОЖДАТЬ. ВРЕМЯ ЛЕЧИТ  

Колонка юнкора «ВМ» Елизаветы Митюшиной

Остановись у последней черты Анастасия Карякина, юнкор «ВМ»

Существует ли универсальный способ, помогающий справиться с проблемами в любом возрасте и подходящий всем? Казалось бы, каждый человек находит для себя свой. Абстрагирование от мира, чтение книг, филантропия, любая умственная деятельность, общение с друзьями или случайными знакомыми, увлечение музыкой, физический труд, медитация, может быть, даже аскетизм — вариантов много, и все они сугубо индивидуальны.

Но панацея есть — это время. Часто случается так, что силы оставляют человека даже в самом начале его жизненного пути. Обессиленный подросток — очень распространенное явление, причины этого очевидны: слишком большое давление с разных сторон, свалившееся на голову несформировавшейся личности. Так вот, апатия страшнее, чем кажется на первый взгляд. Если она застает подростка, очень часто его становится сложно вернуть к прежней жизни.

Если не рассматривать тяжелые заболевания, которые лечатся исключительно в клиниках, такие как депрессия и разные психические расстройства, то время действительно становится хорошим и единственным спасителем. Только спустя время человек сможет, оглядываясь на прошлое, понять, что ситуации, которые когда-то казались безвыходными, на самом деле таковыми не являлись. Только спустя время в голове формулируются решения проблем, которые почему-то не находились раньше. В тяжелые времена поддержки друзей, родственников и какой-то другой может не быть. Мотивация вставать, бороться и что-то делать тоже часто не появляется. В таком случае нужно просто ждать. Жизнь состоит из черных и белых полос. И пусть даже белые будут мимолетными, еле уловимыми просветами, а черные — самой жизнью. Но ради первых мы и живем.

НАМ ВСЕМ НУЖНЫ ЯКОРЯ ЖИЗНИ

Колонка юнкора «ВМ» Анастасии Карякиной

Остановись у последней черты
 

Это сейчас для меня нет вопроса: как может жизнь надоесть? И сегодня мне не понять тех, кто принимает решение о самоубийстве. А ведь всего два года назад я думала иначе.

Возвращение в старую школу, снова переезд из Перми в Москву. В классе отщепенец, вечно замкнута и забита. Творю глупости, из-за которых проблемы в общении с родителями. Понимаю, что делаю им больно, но все равно не могу не делать. Тут и пришла в голову очень «умная» мысль: «Никому мои проблемы не нужны. Я никому не нужна. Без меня всем станет лучше».

Две попытки суицида. Последняя закончилась тем, что мама вытаскивала меня из ванной на руках. Плакала. Сильно плакала. А потом у нас состоялся тяжелый, но искренний разговор. Мама сумела мне объяснить, а я сумела тогда понять, что кому-то нужна. Поняла, что мои дорогие родители не смогут без меня нормально жить. Хотя до этого в голове сидела еще одна «очень умная мысль»: «А что, нового родят ребенка, лучше меня».

Я тогда начала жить ради родителей. Не то чтобы совсем выкинула прежние намерения из головы, но логика была примерно такая: ну, пока живы родители, поживу и я, а там можно будет закончить. То есть все-таки закончить. А потом появилось новое увлечение, которое меня захватило. Да еще как. Пошла в школу журналистики. Завертелась и закрутилась активная жизнь. Заметки, репортажи, конференции, лекции. И твердо решила: это мое, я готова этому посвятить жизнь, я нужна здесь для того, чтобы что-то или кого-то сделать лучше. И без меня тут никак. Это был второй шаг по возвращению к жизни. И сейчас мне даже подумать страшно, а что было бы… Не хочу. Мне хорошо и интересно.

Мне повезло. Рядом оказались люди, которые заставили меня жить, дали мне мотив. Или, как говорят психологи, — якорь. Это мои родители. Ради кого жить. А потом затянуло дело. Вот ради чего жить.

А теперь представим. Вот такой подросток, решивший, что он никому не нужен на этом свете, попадает в некую группу смерти. Он становится еще более скрытным по отношению к родителям, к окружающим, потому что там есть куратор, наставник, и, наконец, там есть еще люди, которые чувствуют то же, что и он. Да еще и преподносится это в виде игры из 50 уровней.

И они начинают жить этой игрой, цель которой — самоубийство. И этот ребенок уже не найдет, ради кого и ради чего жить. Это страшно. И я рада, что не попала в волну таких «игр». Рядом с человеком с такими мыслями, я считаю, в этот момент должен оказаться тот, кто объяснит, что он нужен здесь. Родители, друзья… Главное — успеть до того, как целью жизни станет игра.

СУИЦИД И УБИЙСТВО

Колонка юнкора «ВМ» Ивана Воронина

Остановись у последней черты

Я хотел бы рассказать вам о том, что люди теряют при суициде. Самоубийца сознательно ставит себя вне церкви, совершая тем самым тяжелый грех. Который уже не искупить. Самоубийц не хоронят вблизи церкви, за них нельзя ставить свечи, ведь они сами лишили себя жизни. Я уже не говорю о том, что они оставляют после себя безутешных близких, родителей, которые не представляют свою жизнь без них. Что они ощутят, если их ребенок завершит жизнь. Не важно как. Самоубийца теряет самое ценное — жизнь, он прерывает ее цепь, уничтожая шансы на появление своих будущих детей. Убивает не только себя. Он убийца!

Конечно, бывают периоды, когда проблемы валятся на голову безостановочно, но это нужно просто пережить и двигаться дальше, ведь в будущем все станет гораздо легче и вы не сможете даже представить вашу жизнь без друзей, парня или девушки, которых вы полюбите всем сердцем. Именно в этот момент вы поймете, как сильно ошибались, думая о суициде. Так что задумайтесь в первую очередь о том, какую потерю понесете вы.

ПОМНИТЬ О МАТЕРЯХ

Колонка юнкора «ВМ» Маргариты Фильковой

Остановись у последней черты

За свои 20 лет я лишь однажды увидела слезы своей мамы. Это было на похоронах моего одноклассника, когда его мать не давала закрыть крышку гроба. Ее поднимал с колен муж, а она отказывалась верить, что ее мальчика больше нет. Тогда я посмотрела на свою маму и поняла боль, что причиняет утрата ребенка. Самое страшное — пережить ребенка. Поэтому у той самой черты просто подумай, как будет плакать мама.

Иногда мамы не показывают нам свои волнения. Они ругают нас лишь из-за страха, что могут нас потерять, что некто может сделать нам больно. А что если этот некто — мы сами? Что если мы решаем покончить со своей жизнью? Это обдуманный поступок? Это плевок в сторону ночей, проведенных над нашими кроватями, разборов домашних заданий и выяснений обстоятельств получения двойки. Может, стоит подумать, как мама узнает, что нас нет? Она зайдет в ванную и увидит свою кроху в крови или к ней придет незнакомый дядечка в форме и сухо спросит, мать ли она такого-то ребенка. А что дальше? А дальше что-то в глубине души оборвется, сломается — как хотите.

ВСЕГДА ДУМАЙ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ

Колонка юнкора «ВМ» Глеба Бугрова

Остановись у последней черты

Что может заставить человека совершить поступок, в основе которого лежит отрицание самой жизни? Признаюсь — не имею ни малейшего понятия. Это, впрочем, понятно: ни я, ни мои близкие не были и, надеюсь, никогда не окажутся на месте ныне погибших ребят. Однако я твердо уверен, что счастливого человека, в жизни которого все хорошо, живущего в понимании с друзьями и родными, невозможно довести до самоубийства. Потому что нет повода. А такие поступки просто так не совершаются.

Мы выбираем из бесконечного количества вариантов — как жить дальше. И в выборе этом есть решение любых проблем. Но если в полуночном бреду в момент дурного настроения или неудачного дня в голову стали лезть мысли о смерти, просто притормози и подумай.

Во-первых, о том, откуда они пришли: от собственных комплексов или ты поддался увещеваниям очередного паблика, что это круто. Проблемы подростка — это всегда серьезно.

Но решить их можно только живым — с помощью родных и друзей. А чужие посты в интернете — отнюдь не руководство к действию для тебя лично. Не ведись и думай своей головой, даже если тебе всего лишь шестнадцать.

Во-вторых, пойми: даже если тебе кажется, что ты никому не нужен, — это неправда. Так не бывает. И если сегодня, сейчас, рядом с тобой нет человека, с которым ты можешь поделиться всем, что накипело, это не значит, что его нет вообще. Он есть. Оглянись вокруг. Нуждаешься в помощи — найдешь ее обязательно. Руку помощи может протянуть и чужой, незнакомый, неблизкий. Попроси о ней.

ТОКСИЧНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Колонка юнкора «ВМ» Анны Паниной 

Остановись у последней черты Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Нужно прекратить существование «Синих китов». Необходимо оздоровить «среду обитания» подростков, увести школьников из интернета. Для этого сделать все кружки, музыкальные и спортивные школы бесплатными, внедрять в школы позитивных лидеров-педагогов и психологов. Психологи должны не поучать, а влиться в школьную атмосферу, жить ею. Сами школьники должны быть психологами: старшие у средних, средние у младших. В интернете в противовес «китам» должны появиться группы, пропагандирующие радость как смысл жизни.

Полезно изучать в школе всемирные религии, смотреть художественные фильмы по этому вопросу, спектакли. Давать по телевидению больше позитивных передач, например, «Как стать президентом», «Как стать космонавтом», «Как выиграть олимпиаду». Убрать Малахова, «Дом-2», Ларису Гузееву. На правительственном уровне возродить движение скаутов. Скауты появились в XIX веке, а в советское время их аналогом стала пионерская организация. Новая волна скаутского движения должна называться по-другому. Лучше вообще создать несколько групп, отличных друг от друга и формой одежды, и названиями. Александр Новожилов, ученик 8-го класса из города Оболь, рассказал, что в Белоруссии современные пионеры продолжают дело своих предшественников, но галстуки у них другие — двухцветные, красный с зеленым, и принимают в пионеры всех желающих, невзирая на возраст. А детский хирург и байкер Григорий Кудрявцев из Санкт-Петербурга считает, что в пионеры надо записывать всех поголовно. Клич скаутов «Всегда готов!» подхватили пионеры, он будет жить и сейчас. Только к чему готов? Ясно, что не к самоуничтожению.

ПОБЕГ ОТ ПРОБЛЕМ

Колонка юнкора «ВМ» Алексея Перова 

Остановись у последней черты Фото: Алла Никишина

Не один подросток написал у себя на стене хештег «Синий кит», «Тихий дом» или «F57».

Вкратце, это — группы, в которых детей довольно странным образом подталкивают к суициду. Начинается с вырезания на кисти или запястье кита, а заканчивается самоубийством.

Разумеется, все это безумно жестоко.

Чего же все-таки добиваются администраторы подобного рода групп? Существует несколько версий, объясняющих их мотивы.

Первая, и одна из самых распространенных: таким образом они очищают общество подростков от отчаявшихся и «не нужных» миру людей. Крайне бесчеловечное утверждение, хотя бы потому, что ненужных людей не бывает. В данную теорию верится с трудом.

Зато крайне правдоподобной кажется версия, что все эти группы — не более чем погоня за подписчиками и славой. Администраторы завлекают все больше подростков, ведь в этом возрасте люди зачастую не могут преодолеть даже незначительные препятствия в жизни.

За одним приходит десять, а за ними сто, и так далее. Даже сейчас хештеги во «ВКонтакте» постятся на «стенах» чуть ли не каждые десять секунд. Подростки верят в то, что от проблем можно избавиться посредством тотального бегства от них, то есть самоубийством. Вот только кажется мне, что они думают — за смертью есть продолжение. И все можно переиграть. Только подтвердить это до сих пор никто так и не смог.

ТРУСОСТЬ КАК ГРЕХ

Колонка юнкора «ВМ» Максима Леванова 

Остановись у последней черты Анастасия Карякина, юнкор «ВМ»

Считаю, что самоубийство — достаточно глупый и, что самое главное, трусливый и безвольный поступок. В то время, когда миллионы людей в мире страдают от голода, болезней и войн, какой-то школьник, обеспеченный всем необходимым, считает свои мелкие неприятности вершиной человеческих страданий и становится еще одним «вопиющим» происшествием в сводке новостей полукриминального оттенка.

В данной ситуации этот самый школьник обесценивает трагический опыт других людей, действительно страдающих от серьезных несчастий. Более того, он обесценивает подвиг людей, которые отдали свою жизнь ради более благородной цели, например защиты отечества. Человек, который свел счеты с жизнью, — это тот, кто не смог взглянуть своим страхам в лицо, тот, у кого не хватило сил разобраться со своими вполне решаемыми проблемами, тот, кто был достаточно глуп, чтобы не понять, что его «безысходное» положение — лишь ворох слипшихся, как макароны в холодной воде, неприятностей. В особенности это неоправданно для подростков, молодежи, что должна быть амбициозна и смотреть на все с огоньком в глазах. Если молодой человек не хочет оставить после себя хоть что-то, кроме своего бездыханного тела, то он не заслужил даже простого упоминания.

Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Чеснова, семейный психолог:

- Самоубийства среди подростков были и раньше. Однако, например, в советское время, в силу известной ограниченности и даже недоступности информации общество меньше о них знало и соответственно говорило, обсуждало. Сейчас же любая идея, любая мысль через интернет и в частности соцсети распространяется молниеносно и мгновенно завладевает сознанием большого числа людей. Еще лет 15 назад такое было невозможно из-за отсутствия единого информационного поля. Более того, в интернете проще найти единомышленников, "своих", тех, кто думает и чувствует так же, как и ты. И это создает иллюзию неодиночества, в то время как в реальной жизни на расстоянии вытянутой руки у тебя может не быть ни одного человека, с которым можно было бы поговорить по душам, обсудить то, что волнует, получить поддержку.

В интернете подростки ищут именно это ощущение, что они не одни, и есть с кем поделиться, потому что в большинстве случаев родители на эту роль уже не подходят или не принимаются, а друзей нет.

В этот период жизни подросткам, действительно, очень трудно, они нуждаются в общении, в понимании того, что с ними происходит. И если им плохо, совершенно безнадежно плохо, они становятся особенно уязвимыми перед идеей самоубийства. Один шаг - и конец страданиям, которые кажутся бесконечными и совершенно невыносимыми. Из тысяч убеждений, у них есть и такое – после смерти есть какая-то другая жизнь. Перейдя последнюю черту, они думают, что окажутся в неком другом мире. Это заблуждение нужно обязательно развеивать взрослым. Никакого "другого" прекрасного мира после самоубийства не будет. С одной стороны, подростки нуждаются в моральной поддержке взрослых, а с другой – задачи развития толкают их на эксперименты. Им нужно понять, кто они и на что способны, а для этого нужно отделиться от родителей, стать для них непрозрачными. То есть часто протянуть к взрослому руку за помощью, в которой они так нуждаются, кажется им совершенно невозможным. Что делать взрослым? Быть рядом, быть надёжным тылом и опорой, но признавать желание подростка отделяться. Признавать, что рождение личности (а именно это сейчас и происходит со вчерашним ребёнком) - это всегда болезненный и мучительный процесс. Он не может проходить гладко. Разговаривать, безоценочно делиться своим опытом проживания подросткового возраста, делиться своими мечтами, ни в коем случае не осуждать, а иногда и просто помолчать вместе. Желая помочь, взрослые часто сталкиваются с грубостью подростков. На грубость лучше не обижаться, а говорить, что разговоры в подобном ключе недопустимы: хочешь быть взрослым? мы это всячески приветствуем и поддержим тебя, но взрослость предполагает также элементарную вежливость и ответственность за свои поступки. Это справедливо и это по-взрослому.

ЦИФРА

200 000 юношей и девушек в нашей стране хотя бы один раз оставляли в социальных сетях записи о суициде. Число детских и подростковых самоубийств за 2016 год выросло на 60 процентов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.