Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Борис Грачевский: Надышался я пылью заморских дорог

Общество
Борис Грачевский: Надышался я пылью заморских дорог
Борис Грачевский, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Потолок у него в гостиной черный. И зеркальный. А над дверью висит шкура рептилии. На стенах — пара хулиганских портретов себя любимого. На полочках — экзотические штучки, которые дарят поклонники во всех точках земного шара. Борис Грачевский, «папа» знаменитого «Ералаша», намеренно окружает себя предметами, дарящими яркое, радостное настроение.

И как вам, Борис Юрьевич, живется-то под таким черным потолком? На макушку не давит?

— Когда мой приятель, дизайнер по профессии, предложил в гостиной его сделать черным, я ответствовал: «Да ты, дорогой, сошел с ума!» Но он человек очень профессиональный, а я чрезвычайно доверяю профессионалам. В итоге эркер в сочетании с черным зеркальным потолком неожиданно сработал как второй этаж, визуально расширив пространство комнаты.

Ваши портреты на стенах относятся, видимо, к разным периодам. Как они появились?

— Решил их повесить из простого хулиганства. А вот несколько светлых, радостных картин с полевыми цветами и подсолнухами в поле приобрел на вернисаже на Крымском Валу. Среди уличных художников попадаются очень талантливые ребята, не находите? При выборе ориентировался на настроение, которое они создают.

А что за чудо-юдо висит под потолком? Нильский крокодил?

— Это не крокодил, это шкура питона. Его длина — шесть метров, и мы ласково его зовем Червячок. Он и вправду египетский. Кожа красивая, но столь толстая, что не уступает коровьей. Моя дочь даже собиралась из нее себе пошить брюки, еле отбил.

И правильно, ей бы не удалось никого убедить, что это настоящий питон!

— Не согласен, питона ни с чем не спутаешь. Если сумеете забраться под потолок и рассмотреть вблизи, то увидите характерную чешую на коже.

Неизвестные боги на полках — дань паломничества в экзотические страны?

— Да, я «надышался пылью заморских дорог». Фигуру Шивы вывез из Индии, ее специально для меня вырезали из дерева. Океанский коралл — с острова Реюньон около Маврикия, три часа лета от Мадагаскара. У индонезийской фигурки с острова Бали смешная история. Эту изящную девушку вырезал местный скульптор, я в нее сразу влюбился. Утонченное лицо, волнующий изгиб тела, немыслимо тонкие руки. Я купил ее сразу, не торгуясь, приведя в ступор продавца. А уже в Москве, поставив на полочку, обнаружил, что сзади ее нога выглядит как фаллический символ. Коварная креолка оказалась.

Фигурка Чаплина с зонтом — символ профессии, которой вы всю жизнь занимаетесь?

— Это моя любимая статуэтка. Подарок моего друга Аркадия Григоряна, привезенный из Армении. Этот Чаплин — очень хороший, такой точный и такой ироничный! Видно, что его сделал очень талантливый человек.

Вы нашли любопытную вешалку для своих аккредитационных фестивальных карточек...

— Да, повесил их на длинную шею жирафа, которого мне подарил Миша Грачевский, мой брат. Бесценная коллекция, не находите?

Борис Юрьевич, судя по всему, вы очень цените домашний уют.

— Дом — место, где живет моя семья, куда любят приходить наши друзья. Я ценю душевность общения и гостеприимство. Мы с родителями ведь поначалу жили на шести с половиной метрах вчетвером. Окно нашей комнатушки выходило... под лестницу. Научились жить «в тесноте, да не в обиде». А когда получили двенадцатиметровую комнату, то почувствовали себя словно во дворце. Но сколько бы квадратных метров ни приходилось на долю нашей семьи, здесь всегда присутствовали доброта и тепло. И приход гостей всегда радовал, а не сопровождался ворчанием: «Чего приперлись?»

Ваша профессия связана с детством. А какими приметами времени вы бы украсили фильм, если бы снимали его о Москве вашего собственного детства?

— Я вспоминаю, как в пять часов утра начинали звенеть трамваи. Из полуподвала, где жил мой дед, я видел ноги проходящих людей: совсем как у Булгакова в его романе «Мастер и Маргарита». В нашем дворе постоянно сидели доминошники. И в нем, как огромный сейф, высилась голубятня. У каждой семьи был сарай, потому что существовало печное отопление, а значит, неизменно случались походы за углем, дровами. И самое главное, что меня все это устраивало! В магазинчике за углом пахло селедкой, рыба лежала в открытой бочке. И на столе в праздник всегда присутствовала эта самая селедочка, с лучком, нарезанным кругляшками, политая ароматным подсолнечным маслом. А в центре города, в Елисеевском магазине, замечательно пахло свежемолотым кофе, как и в магазине чая на Мясницкой. Там хотелось стоять и вдыхать этот аромат. А в ГУМе продавалось великолепное мороженое в стаканчиках с большой шапкой. Ну и ВДНХ, недалеко от которого мы жили. Там каждый павильон для меня был праздником! Мне нравилось все чрезвычайно. Такой была Москва, которая сегодня стала еще краше.

СПРАВКА 

Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года. Окончил механический техникум и ВГИК. Российский кинорежиссер, сценарист, организатор кинопроизводства. Художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш». Заслуженный деятель искусств России, член Российской академии кинематографических искусств. Обладатель призов МКФ.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.