Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Александр Кибовский прочитал лекцию о произведениях живописи и графики

Город
Александр Кибовский прочитал лекцию о произведениях живописи и графики
По словам Александра Кибовского, портрет занимает в русской живописи особое место / Фото: АРТЕМ ЖИТЕНЕВ, «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»
В рамках Дней исторического и культурного наследия, которые пройдут в Москве 16 апреля и 20 мая, Музей Героев Советского Союза и России запустил цикл авторских лекций, мастер-классов и экскурсий по выставке портретов «Таков я был в минувшие века…».

О произведениях графики и живописи, которые были созданы русскими и европейскими мастерами c конца XVIII и до начала XXI века, расскажут искусствоведы, историки и художники. Первую лекцию о героях наполеоновских сражений прочитал руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский.

В отдельном зале с роялем в углу собрано больше ста разнообразных портретов. Увидеть их на выставке – редкая удача. Обычно они хранятся в запасниках музея-панорамы «Бородинская битва». Красный кафтан оттеняет бледность юного модника 1820-х годов. Белокурая малышка с пухлыми щечками и голубым бантом в начале XX века наряжает пупса. Рядом хозяйку терпеливо ждет рыжая игрушечная лиса. Стены выставочного зала украшают изображения прославленных полководцев и простых солдат, великих княгинь и неизвестных дам. Густые цвета масляных красок, мягкие линии карандашей, штрихи, выделенные черной тушью, «живая» пастель – с каждым персонажем связана какая-то история.

- Портрет в русской живописи занимает особое место, - Александр Кибовский присматривается к серии миниатюрных портретов, выполненных гуашью и акварелью на слоновой кости. Такие изображения были особенно популярны в первой половине XIX века. – Практически все наши художники, включая Серова и Репина, были мастерами, прежде всего, портретного жанра.

Немалую роль портреты сыграли и в жизни самого Кибовского: он посвятил им научную работу, защитил диссертацию. Заинтересовавшись судьбой неизвестных офицеров, изображения которых нередко встречаются в музеях, кандидат исторических наук по наградам и особенностям военной формы до сих пор возвращает имена персонажам картинных галерей.

- Научный метод, когда мы анализируем не авторское своеобразие произведения искусства, а, собственно, то, что на нем изображено, называется историко-предметный, - просвещает Александр Кибовский. – Поверьте, многое можно узнать, если «разговаривать» с портретом на языке той эпохи, когда он был нарисован.

Сейчас на счету Кибовского около 230 разгаданных портретов. А начинал он больше 20 лет назад как раз с изучения картин музея-панорамы «Бородинская битва». На выставке в Музее Героев можно увидеть портреты, на которых «вырос» Кибовский-исследователь:

- У меня сохранились тетради, куда я цветными карандашами зарисовал, в частности, вот этот портрет, - на мольберте в строгой коричневой раме стоит картина, на которой изображен молодой офицер. Легкий румянец. Проницательный взгляд.

- Перед нами адъютант гвардейской кавалерии, - уточняет Александр Кибовский, предлагая присмотреться к наградам. Два столетия назад художники, стремясь как можно точнее передать внутренний мир человека через его внешний облик, с особым трепетом относились к деталям.

Самые внимательные без труда заметят в правом нижнем углу картины карту Данцига (ныне польский Гданьск). По всей видимости, офицер участвовал в осаде «вольного города», за что должен был получить медаль «За взятие Парижа».

- Самое распространенное заблуждение, что такую медаль получали только те, кто был во Франции, - поясняет Кибовский. – На самом же деле эту медаль в 1826-1827 годах давали всем участникам заграничных походов русской армии. Но у нашего офицера ее нет.

Зато есть орден Святой Анны четвертой степени «За храбрость» и дворянская медаль в память о сражении 1812 года. Подняв в архивах списки офицеров гвардии, Александр Кибовский нашел только одного человека с похожими наградами – Василия Ивановича Тихменева. Но окончательную точку в историческом исследовании помогла поставить старая надпись, которая сохранилась на подрамнике картины: «Вас ник Ти… – дальше надпись не читалась – Дед Марии Стаюниной».

- Развернутая генеалогия рода Тихменева, к сожалению, не сохранилась, - говорит Александр Кибовский. – Но по данным некрополя, на одном московском кладбище рядом с сыном нашего героя похоронена также его дочь – Надя Стаюнина. Фамилия мужа.

Установить личность другого офицера Кибовскому помогла фарфоровая чашка. Сначала ему в руки попался черно-белый профильный портрет военного, сделанный с помощью физионатраса – популярного во Франции начала XIX века устройства для создания почти мгновенных и точных рисованных копий людей. А уже потом хрупкая кружка с его же изображением. Обе вещи были датированы 1818 годом.

- Только вот незадача к этому моменту пехотный Апшеронский полк, к которому, судя по эполетам, относился офицер, уже покинул Францию и находился по дороге на Кавказ, – поддерживает интригу Александр Кибовский, тут же раскрывая главный секрет: портрет списан с майора Ивана Карчевского.

Когда русский оккупационный корпус занял французскую территорию, он был назначен комендантом города Ножан.

- И, видимо, так хорошо у него получалось, что сам Артур Веллингтон, главный начальник союзных войск во Франции, обратился с просьбой к нашему военному министру, чтобы Карчевского оставили на этой должности до полного прекращения оккупации, - делится историческими фактами Кибовский, добавляя, что чашку майору подарили на память, в знак благодарности. А портрет он уже сам заказал в Париже по дороге домой.

- Вот такие интересные судьбы скрываются за портретами. Каждое исследование как маленький исторический детектив, - резюмирует Александр Кибовский, призывая слушателей внимательнее присматриваться к картинам. Шанс сделать научное открытие есть у каждого. – Это хорошая тренировка для ума, для наблюдательности. И главное, вы сразу видите отдачу от своей работы, когда рядом с картиной вместо безликой этикетки «Портрет неизвестного» появляется фамилия того человека, который на ней изображен.

Сам он сейчас работает над разгадкой портрета «русского Сирано». Человек с нестандартной внешностью – «маленького росточка, но с большим носом» - в свое время в Петербурге заведовал фехтовальным залом для офицеров гвардии. Оригинал картины находится в музее-заповеднике «Рязанский Кремль».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.