Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Сфера». Фильм о будущем, которое уже наступило

Развлечения
«Сфера». Фильм о будущем, которое уже наступило
Мэй Холланд (Эмма Уотсон) одновременно работает и пишет в соцсети / Кадр из фильма «Сфера»
27 апреля на экраны выходит фильм «Сфера» с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон. Мировая премьера картины на этот раз состоится в России. Обозреватель «ВМ» побывала на допремьерном показе этого научно-фантастического триллера в кинотеатре «Октябрь» 25 апреля.

Безусловно, «Сферу» ждали и прочили ей успех. Рейтинг ожидания фильма превысил 98 процентов, что много. Впрочем, зрительский интерес понятен – в 2013 году в мире изрядно нашумел и стал бестселлером одноименный роман Дэйва Эггерса.

Справедливости ради заметим, что отношение к роману, а по форме, скорее, повести, но не суть, - практически не было пресным или равнодушным. Читательская аудитория четко разделилась на два лагеря: одни сочли автора изрядным занудой, другие – сравнивали его с Оруэллом и даже представляли «Сферу» как некое идейное, «хипстерское» продолжение знаменитого, культового романа-утопии «1984».

Трудно сказать, насколько правомерны подобные сравнения, но некая преемственность у произведения Эггерса все же есть, это несомненно. И хотя о вкусах и художественных достоинствах произведения спорить практически бесполезно, очевидно одно: он изрядно взбаламутил общество, описывая наше с вами нелицеприятное будущее. Или уже настоящее?

Будущее не спрашивает, наступать ему или нет. Оно просто наступает и иногда шокирует – занимаясь важными, как нам казалось, вещами, мы проглядели у себя под носом нечто глобальное – вот оно и наваливается теперь со всей своей непосредственностью. На экране это доказывают Эмма Уотсон, Том Хэнкс, Эллар Колтрейн, Гленн Хедли и другие актеры.

Режиссеру фильма Джеймсу Понсольдту 47 лет. Это важный штрих к пониманию снятого им фильма: детство, в котором Джеймс, как и все, гонялся за бабочками в реальности, а не в виртуале, выпало на еще фактически бескомпьютерную эпоху. Будучи человеком если не молодым, но и явно не старым, Понсольдт сам идет в ногу со временем и вполне грамотен технически. Однако именно человеку его поколения, стоящему одной ногой в «каменном веке» (эпохе до-интернета), а другой – в нашем времени высоких технологий и тотальной компьютеризации, – ясно и близко описанное Эггерсом.  

…В глобальной интернет-компании «Сфера» юная Мэй находит место работы и совершенно счастлива. Ее задача и цель – самореализация, фактически – любыми путями. Шеф компании (гуру соцмедиа Эймон Бейли) примечает способную юную работницу и делает ей предложение, от которого отказаться может только сумасшедший: Мэй должна принять участие в эксперименте, который перевернет все представления человечества о реальных возможностях отдельно взятого индивида и границах личного пространства и свободы. Акценты меняются с поразительной скоростью: добрейшая компания, ратующая за прозрачность человеческих отношений, просто-таки воплощение добра на земле, по сути организует крестовый поход за свободу информации. Глаза сотрудников «Сферы» горят огнем, они воспевают корпоративный дух сами и всех призывают к тому же – Мэй крайне важно быть активной в соцсетях и демонстрировать не просто лояльность, а преданность компании.

«Сфера». Фильм о будущем, которое уже наступило Все описанное в фильме можно назвать сетевой повседневностью. «Сферы» еще нет рядом с нами, но она уже ждет за дверью / Фото: Скриншот с видео Youtube

Однако этот поход идеалистически настроенных поборников добра на деле превращается в натуральный ад, предсказанный Оруэллом. Теперь ты никогда не будешь один. Ты – единица, но размытая, растворенная в пространстве, твоя индивидуальность теперь принадлежит коллективному добродетелю – компании «Сфера». Большой брат смотрит на тебя почти с умилением, но – 24 часа в сутки, исключая на считанные минуты вне камеры, отведенные для отправления естественных надобностей и душа. Мир хочет все знать о тебе, человек. И ты готов дать ему эти знания – ведь ты не сопротивлялся подмене реального общения виртуальным, чем девальвировал саму суть человеческих отношений, ты жаждал признания и готов положить на алтарь соцсетей самое дорогое и сокровенное – лишь потому, что в ответ на это они ответят тебе «лайками», «поддержамсом», а по-эггертовски говоря – «кваканьем».

Виртуал - не реальность. Он все равно ее искажает. И прозрачность работающего в компании "сфероида", первой из которых и по собственному желанию становится Мэй, - это высшее достижение, на которое способен человек. Но искажение нормального приводит и к искажению логики.

"Когда знаешь все - это хорошо, - учит Эймон Бейли. - А знать все обо всем - еще лучше".  Мэй клюет на эту удочку и со всей непосредственностью признает - да, я веду себя лучше, когда знаю, что за мной наблюдают. Крошечная камера, стоимость которой приблизительно равна стоимости брендовых джинсов, теперь всегда при Мэй. И теперь у девушки нет секретов, ведь "секрет - это ложь".. .

Все описанное в фильме можно назвать сетевой повседневностью. «Сферы» еще нет рядом с нами, но она уже ждет за дверью. Ласково улыбаясь, обнимая тебя и любя, она силится войти в твой дом, обнять и приголубить ласковее мамы - обернуться не успеешь, как ты будешь принадлежать только ей, потеряв, а, главное, уверовав в то, что личное пространство и даже толика частной жизни тебе больше не нужны. Информация хочет свободы и получает ее. Но, потеряв границы, она способна убить того, кто так способствовал ее освобождению…

...Четыре года назад пресса и Сеть широко обсуждали роман. Но даже за время, прошедшее после его публикации, человечество шагнуло так далеко вперед в смысле технологий и прогресса, что становится не по себе. Что характерно, этот страх ощущают в основном люди возрастной категории сорок пять плюс, а вот тридцать минус вообще не понимают, вокруг чего разгорелись страсти. Им трудно оценить степень затягивания героини в глубины электронного мира, поскольку они сами уже частично не на его поверхности, а внутри.  И их абсолютно не смущает, отчего они, даже собираясь вместе, сидят, уткнувшись в свои гаджеты.

Пожалуй, из всех последних антиутопий Оруэлл и Брэдбери со своими «градусами по Фаренгейту» впервые согласились бы, все же, принять с свою компанию Эггерта с его «Сферой». Извращенная логика пользователей переформатирует мозг. Если ты не делишься с другими подробностями своей жизни,  тебе пора к психологу, не иначе – неужели у тебя так плохо с самооценкой, что ты сомневаешься, насколько интересен сообществу?! Ты не можешь так поступить с миром, человек! Твое настоящее, каждый миг, должны быть абсолютно открыты для всех. Почти пасторская доброта, не правда ли? Но оборотная ее сторона еще страшнее, чем кажется. Мэй и предположить не может, какую цену ей придется заплатить за то, что она "заигралась".

История о фактически наступившем будущем, медиасоциальном рае для наивных, приводящем к зловещей разгерметизации личного пространства и потери личного может не пронять взрослых, возбудить споры у молодежи. Сходите на фильм с подростками. Способные думать могут кое-что понять про себя и не только...

Что же касается непосредственно фильма... Он безупречен технически, оригинален, толерантен в высшей степени (при желании можно заподозрить двух начальников "Сферы" бог знает в чем, но именно заподозрить, не более, зато этот реверанс позволяет соблюсти все нынешние киноприличия). Да и в решающий момент помощь приходит со стороны афроамериканца - словом, все, как положено. Эмма Уотсон уже совсем не Гермиона Грейнджер, она мила и вполне актриса; постаревший, но невероятно обаятельный Хэнкс - хорош невероятно, хотя эта роль для него явно простовата, он все сделал в ней одной улыбкой. Легкие переигрывания в конце - явный перебор, но должно же в фильме хоть что-то "улыбнуть"...  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.