«Сфера». Фильм о будущем, которое уже наступило
Безусловно, «Сферу» ждали и прочили ей успех. Рейтинг ожидания фильма превысил 98 процентов, что много. Впрочем, зрительский интерес понятен – в 2013 году в мире изрядно нашумел и стал бестселлером одноименный роман Дэйва Эггерса.
Справедливости ради заметим, что отношение к роману, а по форме, скорее, повести, но не суть, - практически не было пресным или равнодушным. Читательская аудитория четко разделилась на два лагеря: одни сочли автора изрядным занудой, другие – сравнивали его с Оруэллом и даже представляли «Сферу» как некое идейное, «хипстерское» продолжение знаменитого, культового романа-утопии «1984».
Трудно сказать, насколько правомерны подобные сравнения, но некая преемственность у произведения Эггерса все же есть, это несомненно. И хотя о вкусах и художественных достоинствах произведения спорить практически бесполезно, очевидно одно: он изрядно взбаламутил общество, описывая наше с вами нелицеприятное будущее. Или уже настоящее?
Будущее не спрашивает, наступать ему или нет. Оно просто наступает и иногда шокирует – занимаясь важными, как нам казалось, вещами, мы проглядели у себя под носом нечто глобальное – вот оно и наваливается теперь со всей своей непосредственностью. На экране это доказывают Эмма Уотсон, Том Хэнкс, Эллар Колтрейн, Гленн Хедли и другие актеры.
Режиссеру фильма Джеймсу Понсольдту 47 лет. Это важный штрих к пониманию снятого им фильма: детство, в котором Джеймс, как и все, гонялся за бабочками в реальности, а не в виртуале, выпало на еще фактически бескомпьютерную эпоху. Будучи человеком если не молодым, но и явно не старым, Понсольдт сам идет в ногу со временем и вполне грамотен технически. Однако именно человеку его поколения, стоящему одной ногой в «каменном веке» (эпохе до-интернета), а другой – в нашем времени высоких технологий и тотальной компьютеризации, – ясно и близко описанное Эггерсом.
…В глобальной интернет-компании «Сфера» юная Мэй находит место работы и совершенно счастлива. Ее задача и цель – самореализация, фактически – любыми путями. Шеф компании (гуру соцмедиа Эймон Бейли) примечает способную юную работницу и делает ей предложение, от которого отказаться может только сумасшедший: Мэй должна принять участие в эксперименте, который перевернет все представления человечества о реальных возможностях отдельно взятого индивида и границах личного пространства и свободы. Акценты меняются с поразительной скоростью: добрейшая компания, ратующая за прозрачность человеческих отношений, просто-таки воплощение добра на земле, по сути организует крестовый поход за свободу информации. Глаза сотрудников «Сферы» горят огнем, они воспевают корпоративный дух сами и всех призывают к тому же – Мэй крайне важно быть активной в соцсетях и демонстрировать не просто лояльность, а преданность компании.
Однако этот поход идеалистически настроенных поборников добра на деле превращается в натуральный ад, предсказанный Оруэллом. Теперь ты никогда не будешь один. Ты – единица, но размытая, растворенная в пространстве, твоя индивидуальность теперь принадлежит коллективному добродетелю – компании «Сфера». Большой брат смотрит на тебя почти с умилением, но – 24 часа в сутки, исключая на считанные минуты вне камеры, отведенные для отправления естественных надобностей и душа. Мир хочет все знать о тебе, человек. И ты готов дать ему эти знания – ведь ты не сопротивлялся подмене реального общения виртуальным, чем девальвировал саму суть человеческих отношений, ты жаждал признания и готов положить на алтарь соцсетей самое дорогое и сокровенное – лишь потому, что в ответ на это они ответят тебе «лайками», «поддержамсом», а по-эггертовски говоря – «кваканьем».
Виртуал - не реальность. Он все равно ее искажает. И прозрачность работающего в компании "сфероида", первой из которых и по собственному желанию становится Мэй, - это высшее достижение, на которое способен человек. Но искажение нормального приводит и к искажению логики.
"Когда знаешь все - это хорошо, - учит Эймон Бейли. - А знать все обо всем - еще лучше". Мэй клюет на эту удочку и со всей непосредственностью признает - да, я веду себя лучше, когда знаю, что за мной наблюдают. Крошечная камера, стоимость которой приблизительно равна стоимости брендовых джинсов, теперь всегда при Мэй. И теперь у девушки нет секретов, ведь "секрет - это ложь".. .
Все описанное в фильме можно назвать сетевой повседневностью. «Сферы» еще нет рядом с нами, но она уже ждет за дверью. Ласково улыбаясь, обнимая тебя и любя, она силится войти в твой дом, обнять и приголубить ласковее мамы - обернуться не успеешь, как ты будешь принадлежать только ей, потеряв, а, главное, уверовав в то, что личное пространство и даже толика частной жизни тебе больше не нужны. Информация хочет свободы и получает ее. Но, потеряв границы, она способна убить того, кто так способствовал ее освобождению…
...Четыре года назад пресса и Сеть широко обсуждали роман. Но даже за время, прошедшее после его публикации, человечество шагнуло так далеко вперед в смысле технологий и прогресса, что становится не по себе. Что характерно, этот страх ощущают в основном люди возрастной категории сорок пять плюс, а вот тридцать минус вообще не понимают, вокруг чего разгорелись страсти. Им трудно оценить степень затягивания героини в глубины электронного мира, поскольку они сами уже частично не на его поверхности, а внутри. И их абсолютно не смущает, отчего они, даже собираясь вместе, сидят, уткнувшись в свои гаджеты.
Пожалуй, из всех последних антиутопий Оруэлл и Брэдбери со своими «градусами по Фаренгейту» впервые согласились бы, все же, принять с свою компанию Эггерта с его «Сферой». Извращенная логика пользователей переформатирует мозг. Если ты не делишься с другими подробностями своей жизни, тебе пора к психологу, не иначе – неужели у тебя так плохо с самооценкой, что ты сомневаешься, насколько интересен сообществу?! Ты не можешь так поступить с миром, человек! Твое настоящее, каждый миг, должны быть абсолютно открыты для всех. Почти пасторская доброта, не правда ли? Но оборотная ее сторона еще страшнее, чем кажется. Мэй и предположить не может, какую цену ей придется заплатить за то, что она "заигралась".
История о фактически наступившем будущем, медиасоциальном рае для наивных, приводящем к зловещей разгерметизации личного пространства и потери личного может не пронять взрослых, возбудить споры у молодежи. Сходите на фильм с подростками. Способные думать могут кое-что понять про себя и не только...
Что же касается непосредственно фильма... Он безупречен технически, оригинален, толерантен в высшей степени (при желании можно заподозрить двух начальников "Сферы" бог знает в чем, но именно заподозрить, не более, зато этот реверанс позволяет соблюсти все нынешние киноприличия). Да и в решающий момент помощь приходит со стороны афроамериканца - словом, все, как положено. Эмма Уотсон уже совсем не Гермиона Грейнджер, она мила и вполне актриса; постаревший, но невероятно обаятельный Хэнкс - хорош невероятно, хотя эта роль для него явно простовата, он все сделал в ней одной улыбкой. Легкие переигрывания в конце - явный перебор, но должно же в фильме хоть что-то "улыбнуть"...