Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Нужно ли нам «Евровидение» и в чем феномен его восприятия

Сюжет: 

Евровидение-2017
Общество
Нужно ли нам «Евровидение» и в чем феномен его восприятия
24 марта 2008 года. Один из самых сладостных моментов для российских любителей «Евровидения»: выступление Димы Билана (слева) на главном песенном конкурсе Европы принесло ему первое место. «Визуализировать» номер ему помогал знаменитый фигурист Евгений Плющенко (справа) / Фото: EPA
В минувшее воскресенье, 14 мая, в Киеве состоялся финал «Евровидения-2017». Перипетии вокруг конкурса всем известны. Известно и то, что впервые с 1994 года нас там «не случилось».

Между тем, трудно вспомнить, когда вокруг главного песенного конкурса Европы бушевали такие страсти. На нашем сайте, например, любые заметки, так или иначе связанные с этой темой, не говоря о колонках, вызывали взлет просмотров, споров и откликов. И общество (в который уже раз за этот, юбилейно-революционный год) опять раскололось: одни полагают, что, дескать, нам конкурс и задаром не нужен, другие – оплакивают наше в нем неучастие, третьи – прогнозируют, что будет дальше. Обсудить ситуацию и понять, чем же на самом деле ценен конкурс и стоит ли делать на него ставки, а также феномен предельно неравнодушного отношения к нему россиян мы решили с помощью экспертов в студии сетевого вещания «ВМ».

Болезненно и нервно

Отмахнуться от конкурса рукой и сказать, что он – пустое место, не выходит. Ведь именно ему мы должны быть благодарны за открытие таких звезд, как Хулио Иглесиас и «Абба», Тото Кутуньо и… Ну и еще многие-многие другие. Впрочем, когда это было? Поскольку последние годы «Евровидения» никакого «звездопада» не принесли, отчего мы так реагируем на него и почему столь болезненно переживаем свое «неприсутствие»?

То, что первым получил слово врач-психиатр Андрей Жиляев, он воспринял с улыбкой, пошутив – ну, мол, обращение к доктору в такой ситуации кажется символичным:

- Это явление сегодня и правда относится в большей степени к области общественного здоровья, нежели к области культуры как таковой… Накал страстей велик, потому что на самом деле на конкурсе переживаются не музыкальные акценты, а политические, касающиеся нашей страны.

Увы, все происходящее свидетельство не лучшего состояния общества, это правда. И в этом смысле Жиляев строг:

- Думаю, что вся эта история со всеми ее фазами хорошо укладывается в концеппцию стрессогенного стимула, который в разных этапах касался разных слоев населения и таким образом получил подобный резонанс.

Жестко? Не без того. Но вы подумайте сами! Ведь материалы, связанные с куда более близкой «к телу» информацией – о пенсиях и даже реновации – и то не вызывают такого взлета активности. А сайт городской газеты довольно точно отражает спектр общественных, пусть и сиюминутных, интересов. Правда, известный гитарист-виртуоз Дмитрий Четвергов с Андреем Жиляевым хоть откровенно и не спорил, но все же во многом не согласился. Кстати, он с кухней «Евровидения» знаком не понаслышке: в 2011 году музыкант делал акустическую версию песни для прекрасной пары из Азербайджана. Что характерно – по просьбе украинских друзей. Прямо 15 дружных республик вспоминаются… А еще на «Евровидении» Дмитрий был в группе Алсу – на том самом конкурсе, где совсем юной тогда певице удалось ярко выступить и по сути начать карьеру.

- Мне, как музыканту, «Евровидение» очень нужно, - говорит Дмитрий. - Потому что это и рабочие места, и возможность показать себя. И в этом году, например, мне очень понравилась песня призера – она интересная, он создал на сцене какую-то магию, волшебство. Не надо отмахиваться от конкурса и как-то принижать его, при всех его минусах. Не будем забывать, что это и способ показать себя, и возможность посмотреть на других.

Галопом по Европам

Может быть, стоит прислушаться к профессионалам? Вот и знаменитый продюсер Игорь Сандлер уверен, что об отказе от участия в дальнейшем и речи быть не может. Мотивировка проста: это наша последняя международная площадка.

- Очень многие конкурсы и фестивали пропали, по разным причинам. И этот конкурс для нас очень важен и нужен, хотя он, мягко говоря, политизирован, и там порой происходили некорректные вещи исключительно из-за этого. Конкурс, при всей критике, набрал серьезные обороты и достиг серьезного уровня, это факт.

Вторит ему и Маша Кац – та самая, с чудесным голосом певица и продюсер, которая была на «Евровидении» первой участницей от России в далеком 1994 году.

- Он нам очень нужен, этот конкурс! Это единственный случай в году, когда мы можем показать себя не только на своей площадке, но и на площадке международной. А где еще? На «Грэмми» нас не зовут, крупные контракты с нашими исполнителями никто не подписывает. Мы давно уже не конвертируемы, хотя, конечно, за этим всегда было спрятана политика.

Объяснила Маша и отчего особенная грусть охватывает ее, профессионала и исполнительницу, именно в этом году:

- Понимаете, когда в Европе был организован этот конкурс, его задача была в том, чтобы все мы перезнакомились друг с другом и с музыкой других. Это был праздник общения. Сейчас, конечно, я вижу, что создаются многочисленные реплики, а порой кажется, что и все песни для конкурса написал будто один человек… Это печально. И все же в этом году случился какой-то перелом: на конкурсе реально победила Песня. Заметьте, кстати: как бы мы ни ругали «Евровидение», победитель всегда имеет большой отрыв от остальных. Даже «бородатая тетка»! И как бы нам ни казалось это болезненным, песня Кончиты Вурст была хороша, да и спета здорово.

Так-то это так, но наша проблема, уверен Игорь Сандлер, в другом: увы, но уровень выдаваемого нами музыкального продукта ныне в мире не востребован:

- В Америке очень развита классическая музыка, и там часто звучат русские классики. Но они – наше прошлое. И на сегодняшнем международном рынке нам нечего представить – ну, разве что балет...

Политолог Сергей Поляков бурно отреагировал на слова Игоря Сандлера:

- «Политизирован»? Это очень мягко сказано. Конкурс отражает магистральные направления политической мысли, и не только политической! Не бывает музыки вне политики. Это видимость. И талантливые исполнители, тонко чувствующие настроения, что бытуют в обществе, очень четко отражают их в своем творчестве. Скажем, появляется некий запрос на «чудесатые» вещи, и тут же появляется ответ – уже упомянутая бородатая женщина, и зритель своим голосованием на нее реагирует. Но в последние годы наметилась некоторая тенденция поворота к консерватизму.

Поэтому и политолог опечален событиями вокруг «Евровидения» именно в этом году – нас там не оказалось именно тогда, когда вновь разрешили исполнять песни на родном языке, за что всегда ратовала Россия, и что долгие годы возбранялось.

- Нам обязательно нужно там быть, на этом конкурсе, голос России должен там звучать, ведь нам есть что сказать и с точки зрения исполнительского искусства, и с точки зрения общественной мысли, - уверен Сергей Поляков.

Музыкальный критик Александр Волков напомнил собравшимся, что нам ничто не мешает принимать участие в других фестивалях и конкурсах, которых что в Подмосковье, что в Европе – полно. Да и по поводу наших «исполнительских» возможностей он не столь безутешен:

- Да, нас есть артисты, которых не поняли или неправильно оценили на конкурсе, но есть также потрясающие, яркие личности, которых не знает никто. Но вы поймите: культура имеет два вектора - творческий и технологический. Мы могли отставать по технологиям, но выражать «душу». А можно идти вперед по технологиям, но тогда неизбежно некоторое отставание в смысле чувств… Надо определиться, чего мы хотим. Евро хорошо продвигается в векторе технологий. И на последнем «Евровидении» это было хорошо видно: все было сделано на уровне, но душевный исполнитель оказался один…

Не нужен нам берег…

Очень жестко и однозначно выступил политолог Валерий Коровин. Он полагает, что от конкурса нужно бежать, сломя голову. Очевидно, Валерий Михайлович стал выразителем мнения наиболее радикально настроенной части общества:

- «Евровидение» - это некий формат европейской цивилизации, победивший в холодной войне и насаждающий сегодня всему миру свою модель трансгуманизма и расчеловечивания. Это некая матрица, по которой должна развиваться культура стран, присягнувших этому европейскому выбору и двигающаяся в фарватере глобального Запада, который перемалывает человечество в некую биомассу. Чтобы понимать некий эталон, направление или вектор, в котором нужно двигаться присягнувшим Европе странам и народам, и проводится конкурс «Евровидение», показывающий, как нужно себя вести и как нужно кривляться, чтобы стать «полноценным европейцем». Если мы выбираем путь разложения, путь превращения в клонов, мутантов и киборгов, нам, конечно, нужно впитывать и воспринимать этот формат. Массы в этом смысле податливы и бездумно следуют за элитами: если по телевидению, скажем, что-то показывают и говорят – смотри, наслаждайся, - то представитель этой массы ровно это делать и будет. Но у народа нашего есть могучий внутренний стержень, повредить который невозможно, он-то и дает ему возможность сопротивляться.

По словам политолога, ВЦИОМ озвучивал цифры, согласно которым 70 процентов россиян считают Россию особой европейской цивилизацией. Ну а въедливые вопросы других экспертов Валерий Коровин блокировал так: наша традиционная культура чужда тому чудовищному зрелищу, которое мы наблюдаем на экране телевидения.

Да, и такие позиции сегодня есть…

Однако собравшиеся вспомнили, как подобная психология «работала» в обществе во времена нашего неучастия в «Евровидении», но участии в Интервидении. А ведь и правда, это было еще относительно недавно! Мы были совершенно замкнуты в пространстве соцстран.

- Музыка - это универсальный язык, на котором говорит человечество, понимая друг друга без переводчиков, - уверен политолог Сергей Поляков. – А «Евровидение» – это, конечно, конкурс идей, выраженных музыкой, но главное – это столкновение цивилизаций.

То есть - своеобразное ристалище, на котором каждая страна с помощью этого языка пытается донести некую свою идею. Только по мнению Валерия Коровина нам такого и близко не надо, а другие политологи голосуют «за», не боясь, что участие в европейском мероприятии растворит или обнулит нашу самоидентичность.

Андрею Жиляеву, впрочем, не нравится сама соревновательная суть «Евровидения»:

- Музыка многомернее, чем то, что представлено на песенных конкурсах. Но зрителю нужно именно представление музыки, и это ему готов дать фестиваль. А конкурсная начинка мешает восприятию. Пытаться что-то завоевать в такой ситуации - это как медальный зачет недавних спортивных чиновников. Так что, подводя итоги, не стоит говорить об этом конкурсе как о явлении – это избыточно. И потом, именно так поддерживается истерическая форма реакции…

Подведем итог

Все нападки оппонентов, в том числе на низкую популярность конкурса за рубежом, Маша Кац нивелировала легким движение руки:

- Я точно знаю, что рейтинги «Евровидения» сопоставимы с рейтингами чемпионата мира по футболу! А элемент соревновательности лишь придает ему пикантность.

Дмитрия Четвергова подобные вопросы даже раздражают:

- Процитирую классика: музыка должна быть вне религии, вне политики, вне жизни и смерти. Надо отбросить всю ерунду и просто получать от нее удовольствие. Пусть звучит тривиально, но музыка должна объединять.

Маша Кац, когда-то стоявшая на сцене ««Евровидения»», подчеркнула, что там, в зале, она не видела циников, а видела только музыкантов, профессионалов.

- Не важно, на какой сцене мы стоим, - уверяет Маша, - мы все равно несем свое – чистый месседж нашей души.

Игорь Сандлер полагает, что при том, что «нам туда – надо», очень важно, кто именно представляет на конкурсе Россию. Кстати, эксперты, не сговариваясь, выступили за идею смены принципа отбора участника на «Евровидение». Сейчас это решает «кто-то там», а почему бы не вернуться к практике Национального отбора для кандидата на поездку на Евро? Ведь именно так, если кто помнит, выбирали Машу Кац! И был результат!

Полагает, что поездки на конкурс всегда важны, и Сергей Поляков:

- Такие музыкальные конкурсы просто созданы для того, чтобы мы на их площадке пропагандировали свою культуру, образ жизни, свое видение мира.

Ну, а критик Александр Волков особенно «зацепился» за тему смены принципа отбора участников:

- Надо сделать его не государственным, а культурологическим, если хотите: так и отношение к нему, когда мы будем знать, что представлять страну будет наш общенародный «выдвиженец», то и отношение к конкурсу будет более объединенным, понятным и правильно выраженным.

- Ну а подготовку к следующему конкурсу нужно начинать уже завтра, - заметил Четвергов. – И еще раз - не воспринимайте музыку потребительски, прошу вас! Воспринимайте душой. Просто расслабьтесь и получите удовольствие.

- А я хочу подчеркнуть, - сказала Маша Кац, - что игнорировать такие конкурсы мы не имеем права, поскольку равных ему по масштабу конкурсов просто нет. Но я хотела бы немного помечтать, - добавила Маша, - что когда-нибудь у нас не будет реплик, что мы не будем покупать песню, а найдем ее тут, и она будет отображать наше творчество и состояние нашего, только нашего контента. Пусть продюсер и музыканты, что бредут сегодня по разным дорожкам, встретятся.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Евроненавидение: эффект бумеранга

Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой

Сети возбудились не по-детски: Джамалу, победительницу конкурса Евровидение-2016, не пустили на красную дорожку. Ее продюсер Игорь Тарнопольский в деталях описал начало шоу вообще как сплошную цепочку каких-то благоглупостей и нестыковок. Певице, например, накануне предложили лететь на церемонию открытия Евровидения-17 на вертолете. Вроде и ничего предложение, да только "никаких разрешений на полеты над Киевом не выдавалось, и ни одна из ответственных служб ни в курсе" - замечает Тарнопольский. Вот могла бы случиться "веселуха" (далее…).

Евро-хамство-видение

Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной

Итак, новые сводки с фронта "Евровидение". После того, как Киев нарушил все человеческие, мыслимые и немыслимые, правила хорошего тона, запретив въезд российской певице Юлии Самойловой, "виноватой" в сложившейся ситуации "назначили", похоже, Россию (далее…).

«Евровидение» и честь

Колонка нашего обозревателя Анны Бояриновой

Директор Европейского вещательного союза (ЕВС) Ингрид Делтерне заявила, что, не допуская российскую участницу Юлию Самойлову на «Евровидение», Украина дискредитирует сам конкурс. И пригрозила отстранением Незалежной, если та не придумает, как России принять-таки участие в уже набившем оскомину многим россиянам мероприятии (далее…).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.