Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Первая фронтовая

Сюжет: 

Уроки истории
Общество
Первая фронтовая
12 августа 1942 года. Артисты выступают перед бойцами / Фото: Александр Грибовский/РИА Новости
Миллион концертов дали артисты фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны, причем не в тылу, а на передовой. И это был, без сомнения, подвиг.

В справочниках, литературе и интернете вы без труда найдете списки участников бригад, знаменитых актеров, эстрадников, певцов. Но имя того, кто по сути придумал и организовывал первую прифронтовую бригаду, зачастую остается в тени.

Они лежат стопкой — дневники. Борис Филиппов писал их всю жизнь, хотя и обладал до последнего дня отличной памятью. Имя этого человека раньше было хорошо известно театралам и любителям искусства: всего в 24 года он стал заведующим культчастью Большого театра, потом инициировал создание первого клуба художественной интеллигенции в Москве, известного позже как ЦДРИ (Центральный дом работников искусств) и много лет его возглавлял, был худдиректором Госэстрады и Театра сатиры, а с 1967 года — бессменным директором Центрального дома литераторов. И именно Филиппов был организатором первой прифронтовой бригады артистов, которые поддерживали наших бойцов в течение всей войны.

— Дед, Борис Михайлович, стремился сохранить память о всех тех событиях, — рассказывает внучка Филиппова Нина. — Но он боялся, что это никому не нужно.

21 июня 1941 года в ЦДРИ случилась премьера — выступил ансамбль «Нас семнадцать». На следующий день собрались на репетицию. Филиппова подозвали к телефону. Голос Левитана перепутать было невозможно. Знаменитый диктор попросил Борю включить в 12 часов все репродукторы и ждать важного сообщения. Так актеры и узнали о войне.

Первая фронтовая Лидия Русланова была в составе фронтовой бригады с первых дней войны. Фото 1941 года / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Расходиться никто не спешил. Вяло заспорили — нужно ли теперь делать что-то, репетировать? Зачем? Но както очень быстро пришли к выводу, что искусство — тоже оружие, способное поднять боевой дух и бойцов, и населения.

Вспомнили, как еще во время революции по стране гоняли поезда-агитки, выступали передвижные составы с актерами. У Бориса Филиппова как у руководителя Госэстрады было «в распоряжении» около тысячи артистов разных жанров.

Оставалось лишь несколько переиначить репертуар, придав ему военно-патриотический оттенок. Медленно начала раскручиваться бюрократическая машина. Наконец ему поручили сформировать первую бригаду, чтобы он выехал с ней не позднее конца июля…

ИЗ ДНЕВНИКОВ БОРИСА ФИЛИППОВА

28 июля 1941 года.

«…Репертуар бригады должен был не только вселять в бойцов дух героики и патриотизма, но веселить и помогать отдыху. Поэтому я позвонил по телефону «королю смеха» Владимиру Яковлевичу Хенкину. Правда, без особой надежды получить согласие. У него были все основания для отказа от такой поездки. Прежде всего — возраст...»

Филиппов знал слабые места актера. Он сообщил Хенкину, что его могут опередить Утесов и Смирнов-Сокольский, его соперники на эстраде. Хенкин ответил, что если Филиппов его не возьмет, он все равно поедет — с другой бригадой.

30 июля 1941 года «Сегодня мне ясен состав первой фронтовой бригады: Хенкин, Русланова, Гаркави, артисты оперетты Калашникова и Гейдройц, певец Кипиани, иллюзионист Шукевич с женой, артистка Большого театра Ткаченко, дуэт баянистов в составе Борисенко и Жерехова, и аккомпаниатор Руслановой, виртуоз на гармошке Максаков».

6 августа 1941 года

«...Оружия никакого не дадут, учитывая, что мы не умеем с ним обращаться. С собой советуют взять котелки, ложки, вилки, ножи, мыло, полотенце, смены белья. Едем дней на 15–20, куда — не говорят...»

9 августа 1941 года первая бригада уехала в Гжатск.

Ни нытья, ни недовольства. С этого дня группу ждали сплошные переезды и даже перелеты. Нет, они работали не в тылу, концерты иногда проходили под свист снарядов…

Первое выступление состоялось 10 августа 1941 года в местечке Акатово. Я бы сделала этот день особой датой — в память об этих удивительных людях.

Концерт был не один: второй — после обеда, потом артисты переехали в деревеньку Старое и дали еще три… 13 августа 1941 года

«По приезде в воинское подразделение я связываюсь с комиссаром части и прежде всего узнаю у него фамилии лучших красноармейцев. Гаркави, объявляя номера, посвящает выступления наших артистов тому или иному герою воинской части. Это очень нравится, они бурно реагируют...»

Все просто и буднично. 14 августа в 16:00 — очередной налет фашистских самолетов на Вязьму. Великий Хенкин «юморит»: в ответ на просьбу аккомпаниатора Руслановой выдать хоть какое-то оружие, выдает: «Достаньте ему пулемет, вооружите старика до вставных зубов!» 22 августа на «дугласе» состоялся их первый перелет на хорошо замаскированный в лесу аэродромчик. Концерт прервался налетом. Потом был еще перелет и еще…

С августа обстановка на подступах к Москве накалилась до предела. 23-го числа в полку Н-ской авиачасти под Можайском бригада дает очередной концерт и Филиппов будто вскользь отмечает: «За последние два дня усилились воздушные бои, перелеты на «дугласе» совсем не безопасны, в любой момент можно ждать встречи с немецким истребителем...»

И — все. Просто констатация. Все продолжается…

Борис Филиппов исколесит за время войны все — будет писать с разных фронтов, после войны опишет ее эпизоды, встречи, людей, на знакомство с которыми была так щедра его жизнь.

Первая фронтовая Лидия Русланова была в составе фронтовой бригады с первых дней войны. Фото 1941 года / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В своей книге «Музы на фронте» Борис Филиппов расскажет и о судьбе еще одной артистической бригады, названной бригадой № 13. Долгие годы она считалась полностью погибшей. В ее составе было много ярких артистов, но особенно выделялась неразлучная эстрадная парочка — Корф и Рудин.

Противник наступал, немцы окружали актеров в лесах — они гибли на глазах друг у друга, раненого осколочно Корфа видели в лесу, после чего он пропал; Рудина же также считали погибшим, поскольку нашли его окровавленный рюкзак.

Лишь спустя годы чудом выживший член бригады А. Бугров написал Филиппову письмо, в котором сообщил некоторые подробности гибели группы. Они — для тех, кто считал фронтовые бригады «развлечением».

Первая фронтовая Михаил Гаркави исполняет знаменитый «Синий платочек». Фото 1941 года / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

…Немцы захватили их обоих — Корфа и Рудина. «Корф был караим, а у Якова Рудина в графе значилось русский, и внешне он не имел семитских черт. Когда он увидел, что фашисты собираются вешать Корфа, Яков сделал шаг вперед и сказал — я еврей, вешайте и меня. Их повесили рядом…» 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.