Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Историю столицы расскажут рояли и пианино

Развлечения
Историю столицы расскажут рояли и пианино
Музыканты Владислав Песин (скрипка) и Петр Айду (рояль) выступают на вернисаже выставки «Покинутый дом: кунсткамера московских роялей» в Музее Москвы / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
21 июня в Музее Москвы открылась необычная музыкальная выставка «Покинутый дом: кунсткамера московских роялей». Новую экспозицию уже оценила корреспондент «ВМ».

Привычный взгляд на фортепианную музыку — это бесконечная череда знаменитых (и не очень) исполнителей, писавших (а иногда и штамповавших) ноты и мелодии.

Историки изучают жизни композиторов, виртуозы исполняют великие сочинения. Но мало кто задумывается над музыкальной культурой с позиции изучения истории инструмента. Фортепианная жизнь столицы прошлых столетий представлена теперь на одной площадке.

— Рояль в XIX — начале XX века стоял практически в каждом доме, — рассказывает директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. — Обучение музыке и музыкальная культура были важнейшей частью повседневной жизни москвичей. И мы хотим познакомить широкого зрителя с этой культурой, показать ее изнутри. Ведь о московских фабриках старинных роялей и пианино даже музыковеды знают очень мало.

А когда-то в столице производили очень качественные инструменты, причем в довольно больших количествах. Великие композиторы прошлого с детства привыкали к клавишным производства фирм Вирта и Шиллера.

Но российские фортепианные фирмы после революции постигла незавидная печальная судьба. Национализация привела к тому, что большинство из них раз и навсегда остановили свою деятельность. Почти сто лет минуло с тех пор, как последняя московская фабрика закрыла свои цехи по производству музыкальных инструментов.

— Память об этом уже стерта, — с сожалением утверждает пианист и автор проекта «Приют роялей» Петр Айду. — Но мы все же стремимся к сохранению культурного наследия. Коллекция, представленная на нашей выставке, — часть самого крупного в стране собрания музыкальных инструментов. И пусть экспонаты принадлежат разным людям, были созданы на разных фабриках, они наконец под одной крышей.

Старинное лакированное дерево, местами потертые, чуть пожелтевшие от времени клавиши, резные ножки и уже стоптанные педали — кажется, что за рояль сейчас сядет сам Чайковский или Римский-Корсаков.

Среди пятидесяти роялей и пианино на выставке представлены личные инструменты писателя Льва Толстого из усадьбы Ясная Поляна и поэта Андрея Белого из его московской квартиры. Но абсолютно каждое фортепиано обладает неповторимой историей и хранит память о своем уникальном владельце.

— Я категорически против традиции вычленять из целого что-то одно, — говорит Петр Айду. — И поэтому призываю воспринимать эту выставку как нечто единое. Несмотря на то что все экспонаты принадлежат разным эпохам и помогали созидать прекрасное разным людям, коллекцию объединяет ее неповторимая атмосфера.

Фортепианная выставка старинных музыкальных инструментов «Покинутый дом: кунсткамера московских роялей» продлится в Музее Москвы до 13 августа.

СПРАВКА

«Приют роялей» — проект, созданный музыкантом Петром Айду. Его главная цель — сохранение, изучение и реставрация исторических клавишных инструментов. Немало экспонатов было создано на фортепианных фабриках Москвы. По инициативе «Приюта роялей» был организован ряд акций, посвященных старинным инструментам. Основу новой экспозиции в Музее Москвы составили «воспитанники приюта».

КСТАТИ

Одним из известнейших фортепианных мастеров XIX века был Иоганн Вирт. Инструмент именно его производства стоял в доме детства Петра Чайковского. На нем известный композитор отрабатывал навыки вплоть до окончания консерватории. На рояле фирмы Вирта играли и Александр Даргомыжский, и Модест Мусоргский. Качество звучания этих инструментов отмечали самые искушенные слушатели.   

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.