Секретное русское оружие покоряет сердца
Балалаечника Дмитрия Калинина мы встречаем в гардеробной фольклорного театра, где он готовится к вечернему выступлению в качестве солиста ансамбля. Дима выбирает костюм для концерта: на вешалке собрано огромное количество образов — от строгой классики до байкерских курток. Музыкант смеется, что все они должны символизировать жанры, в которых может проявить себя балалайка. Внезапно среди рубашек и пиджаков я замечаю косоворотку, но, поймав мой взгляд, Дмитрий морщится.
— Надеваю ее очень редко, — признается он. — Я вообще лубок недолюбливаю.
И есть за что, ведь всю жизнь молодому музыканту приходится бороться со стереотипами.
— Когда объявляют мое выступление, со всех сторон сразу шуточки начинаются про «балалайка, три струна, я хозяин вся страна», — улыбается он. — Все думают, что сейчас на сцену выйдет этакий балагур и сбацает на сцене частушку. Приходится удивлять.
А удивляет балалаечник-виртуоз по-разному. Может на трех струнах Баха сыграть, а может — и «Аэросмит». Или соединяет Лару Фабиан со Свиридовым, срывая каждый раз шквал оваций от несостоявшихся шутников.
Правда, каверы*, по его словам, несмотря на всю востребованность жанра, для него — прошедший этап.
— Все музыканты после училища начинают играть версии знаменитых хитов, а уже потом пишут свои, на основе которых создают авторские программы, как это сделал, например, знаменитый балалаечник Алексей Архиповский, — объясняет он. — А я адаптирую балалайку под современную музыку, записываю, к примеру, клубные треки.
Ведь балалайка, вопреки сложившемуся о ней мнению как о несерьезном инструменте, вполне способна играть первую скрипку в оркестре.
— У балалайки действительно всего три струны, зато какие! — говорит он. — Две нейлоновые и одна металлическая обеспечивают тот самый мягкий звук, проникающий человеку в самое сердце! Она как никакой другой инструмент способна выражать эмоции музыканта, ведь балалайка не признает медиаторов и прочих посредников — в игре принимают участие только руки и душа. И благодаря такому минимализму она способна организовать бесперебойную подачу эмоций от музыканта напрямую к слушателю. Изюминка балалайки в том, что она добавляет лирики даже бездушной электронной музыке.
Калинин включает на компьютере трек, записанный им вместе с друзьями-музыкантами.
— Слышите? — уточняет Дмитрий.
— Вот этот трогательный звук среди технического многоголосия обеспечивает именно балалайка! И даже если человек с первого раза не услышит ее там, сердцем он почувствует, поэтому и вся мелодия в нем отзовется. Балалайка — это настоящее «секретное» русское оружие, которое пока используется не в полную силу.
Сегодня на волне популярности русского стиля во всем мире многие балалаечники к вящему сожалению Дмитрия нещадно эксплуатируют лубок.
— Есть фольклорная музыка, — объясняет он. — Она глубокая и сложная, но в ней нужно разбираться — ездить по деревням, восстанавливать по крупицам народное творчество, изучать традиции. В этом жанре работает не так много музыкантов, но именно они помогают нам сохранять и передавать культуру следующим поколениям. Есть музыканты — популяризаторы жанра, вроде меня. Мы занимаемся адаптацией традиционного инструмента под современные музыкальные течения. А есть лубочники, которые, что называется, «прыгают по верхам» и в косоворотках, подпоясанных кушаками, играют самые простенькие мелодии, зарабатывая легкие деньги на утверждении стереотипов.
Впрочем, музыкант надеется, что на волне интереса к русскому стилю у российских и зарубежных слушателей проснется желание услышать балалайку и в других ее проявлениях.
— Я считаю, что музыку Бог дал нам в качестве компенсации после строительства Вавилонской башни как некий универсальный язык, — говорит Дмитрий Калинин. — И роль балалайки среди огромного количества других музыкальных инструментов — помочь иностранцу лучше понять вечно мятущуюся русскую душу, в которой всегда тихой радостью отзываются три балалаечные струны.
*Кавер-версия — авторская композиция в исполнении другого музыканта
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Герасимов, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы:
— Наша столица сегодня концентрирует все то, что и создает уникальную атмосферу нашей страны. Это касается и фольклора, и декоративно-прикладного искусства, и классических музыкальных произведений. В каждом районе Москвы есть по два или три коллектива, которые принимают участие в окружных и даже городских смотрах. Это, естественно, усредненные показатели по районам.
СПРАВКА
Всего в Москве зарегистрировано 49 музыкальных фольклорных коллективов. В зависимости от направления творчества они делятся на вокально-инструментальные, инструментальные, обрядовые, танцевальные и театральные ансамбли. В их числе лаборатория инструментальной музыки «Улица», занимающаяся восстановлением исторического музыкального наследия русского народа, и ансамбль «Веретенце», обладающий уникальной коллекцией народных костюмов и музыкальных инструментов.