Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Всем нам выпала редкая честь: мы — солдаты ушедших эпох*

Общество
Всем нам выпала редкая честь: мы — солдаты ушедших эпох*
Приозерск, Ленинградская область. Слева направо: редактор отдела новостей «ВМ» Алексей Зернаков, руководитель саратовского клуба «Датская пехота» Андрей Ревин и ветеран межклубного объединения «Ливонский орден» Вадим Купцов перед началом пешего сражения на фестивале «Русская крепость» / Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
В Ленинградской области завершился ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Русская крепость». В этом году на фестиваль из столицы приехало более пятидесяти человек на двух автобусах. Всего же участников со всей страны собралось более четырехсот. Вместе с московским клубом «Гастингс» в маленьком старинном городке Приозерске побывал и специальный корреспондент «ВМ».

Палаточный лагерь, окружающий старинную крепость Корелу, где, по преданию, был похоронен сам князь Рюрик, видно издалека. Здесь не увидишь обычных туристических палаток и тентов. Вместо этого выстроились ряды шатров, которые вполне могли бы стоять неподалеку от средневекового поля битвы. В небольшой загородке пощипывают траву несколько лошадей. Рядом висит красивая резная табличка для туристов: «Осторожно, рыцарские кони с боевым характером». А чуть поодаль какой-то шутник на куске фанеры намалевал углем: «Рыцарей не кормить!»

ДРУГИХ ПОСМОТРЕТЬ И СЕБЯ ПОКАЗАТЬ

Хотя основной темой мероприятия является реконструкция XIV века, по дорожкам прохаживаются мужчины и женщины в костюмах разных эпох и народов. Здесь вполне можно встретить бородатого русского купца в кафтане с «разговорами», прогуливающегося под ручку с девушкой в европейском платье XIV века. Или, например, разухабистого ландскнехта (немецкий пехотинец XVI века. — «ВМ»), протягивающего бронзовый кубок с чем-то явно хмельным парню в строгой черно-белой тевтонской коте (наддоспешной накидке. — «ВМ»). Как говорится, добро пожаловать в Средневековье!

Не успели перетаскать вещи из автобуса (что было непросто, учитывая, что помимо шатров и прочего «гражданского» скарба практически у каждого был огромный рюкзак с доспехами — «железом» на сленге реконструкторов), как подбежавшие товарищи, приехавшие парой часов раньше, уже суют в руку глиняную кружку. Ведь фестиваль — в первую очередь встреча старых друзей и праздник. Ну и, конечно, повод похвастаться новым костюмом (вне боев реконструкторы также ходят в средневековых одеждах) или доспехом. Здесь можно, как говорится, и других посмотреть, и себя показать.

АЛЕБАРДЫ НАГОЛО!

Не успели разбить лагерь, как звучит команда: «Надевать доспехи!» Руководитель тушинского клуба «Гастингс» Дмитрий Локтев в этот раз в бой не пошел — еще не окончательно оправился после травмы колена, но в подготовке к сражению принимал активное участие. А мы начинаем одеваться. Сначала стеганые чулкишоссы и такую же поддоспешную куртку. Потом латную защиту ног и рук. И в последнюю очередь доспех, прикрывающий корпус — бригантину (от немецкого Brigand — разбойник. — «ВМ»), далекий предок современного бронежилета и шлем. Как всегда перед боем, наступает легкий мандраж. Ладони в латных перчатках потеют, а пальцы крепко сжимают древко алебарды (европейское древковое оружие, которым можно и рубить, и колоть. — «ВМ»). Скоро начнется!

Короткий марш во двор крепости, разделение по партиям (с каждой стороны оказалось около шестидесяти бойцов), и по команде судьи два строя начинают сходиться.

Пытаюсь зацепить противника алебардой, но он ловко уворачивается от удара. Сбоку прилетает что-то в шлем — слышится резкий звон. Потом еще раз. Бью в ответ — удар приходится куда-то в латный наплечник противника. Меня вытесняют в задние ряды, строи смешиваются. Рядом на одном из союзников повис противник. «Бей!» — слышится крик под ухом. Руки сами поднимают алебарду — раз, второй. Сбоку налетает кто-то и сбивает меня с ног. В этом сходе, к сожалению, противники взяли верх.

КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА

С немалым трудом вырвав у противника победу, возвращаемся в лагерь. Результат боя — несколько вмятин на шлеме и зарубка на новом латном набедреннике.

А в лагере нас уже ждет строгий критик — один из мэтров реконструкции Клим Жуков.

— Ну что это такое? Этот поддоспешник подходит максимум на самое начало XIV века. Да и наручи не анатомические, — один из организаторов фестиваля, военный историк Клим Жуков не скупится на критику. Он придирчиво осматривает комплект доспехов, который готовится снять парень из клуба «Датская пехота» Андрей Чернов. Клим — один из основателей реконструкторского движения в стране и признанный авторитет. Если он говорит, что поддоспешник — архаика, а над латными наручами мастер мог бы поработать лучше — значит, так оно и есть. Ряду других бойцов достаются еще более яркие эпитеты.

— Единственное, что правильного на вас, — это ржавчина! Как можно делать такое, — продолжает Жуков, набросившись с критикой на разоблачающегося в стороне бойца.

Всем нам выпала редкая честь: мы — солдаты ушедших эпох*

«СПОРТ» ПРОТИВ ИСТОРИИ

Отходим с Климом в сторону. К сожалению, в движении реконструкторов назрел определенный кризис. Многие, вместо того чтобы воссоздавать материальную культуру прошлых веков, ушли в так называемые профбои. По сути — бои без правил в доспехах, отдаленно напоминающих исторические аналоги. Соответственно, и реконструкция боевых действий — квинтэссенция всех фестивалей — в их интерпретации обычно сводится к свалке «стенка на стенку» без особых тактических ходов. Сторонников этого направления обычно называют просто спортсменами.

— В последние годы уровень реконструкции XIV века неуклонно падает. Да и засилье спорта оказало свое влияние: многие на поле боя выходят в таком, что иначе как «фантастическими приспособлениями» я назвать не могу, — рассказывает Жуков. — Хотя мы все равно стараемся держать марку. «Русская крепость», один из последних «старорежимных» фестивалей, проводится уже 14-й год. У нас сейчас есть один способ повысить уровень исторической реконструкции — организовать мероприятие, на которое пригласить людей, занимающихся разными эпохами, от X до XVI века, и на этапе подготовки, и перед началом бугуртов (массовых пеших сражений. — «ВМ») проводить жесткую историческую комиссию. То есть сделать так, чтобы спортс мены остались в одном месте, а реконструкторы — в другом.

ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ

Все хорошее заканчивается быстро. Пора собираться. Уже сидя на рюкзаках в ожидании автобуса, разговорились с одним из авторитетных московских бойцов, членом объединения «Русский орден» Айдером Кадыровым, более известным в реконструкторских кругах как Морган.

— Хороший дружный фестиваль, обошлось почти без разборок, — делится он впечатлениями. — Давно не было таких «олдскульных» мероприятий. Думаю, люди потихоньку начинают возвращаться к истокам, у них появляется потребность не только в войне, но и в нормальном общении. Бугурты были хорошие — и тактика была, и работа древковым оружием. Составы были более или менее равными, хотя, на мой взгляд, наши соперники были более подготовлены — там было несколько членов сборной России по историческим средневековым боям. Тем не менее обе стороны показали хорошую работу. Но мы все-таки сумели одержать вверх. Организация фестиваля тоже была на высоте.

Грузимся в автобус. Поросшие лесом берега речки Вуоксы и стены крепости Корела уносятся в пасмурную даль. Уверен, через год сотни людей со всей страны, объединенные любовью к истории, снова соберутся здесь, под Питером.

*В заголовке использована строка из песни Евгения Юркевича

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Коровкин, полковник МВД, организатор фестиваля "Русская крепость":

— На сегодняшний момент «Русская крепость», которую мы проводим уже четырнадцатый год подряд, скажу без ложной скромности, самый крупный фестиваль в России, ориентированный на реконструкторов эпохи Позднего Средневековья XIV века. Это мероприятие будет ежегодным и далее. Его посетило более 5,5 тысячи зрителей. Конечно, всегда есть куда расти — в том числе это и внешний вид участников. Но мы работаем в этом направлении. С каждым годом программа фестиваля становится все более насыщенной. Из-за нехватки времени на последнем мероприятии, например мы не успели реализовать так называемую битву рыцарских партий — схватку небольших групп закованных в полные латы рыцарей. Будет также расширяться музыкальная программа. Но все это наш задел на будущее.   

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.