Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Пойдем другим путем. Формула «Царь и Советы», или Как нам обустроить страну

Все остальные
Пойдем другим путем. Формула «Царь и Советы», или Как нам обустроить страну
Илья Глазунов, «Русский Икар», 1964 год. Художник тонко уловил неразрывную связь русской души, что бы это ни значило, с прошлым, историей страны, с устремленностью в будущее, фанатичным визионерством / Фото: Селимханов/РИА Новости
В условиях, когда система демократических ценностей Запада подвергается со всех сторон все большей критике, наши эксперты в студии сетевого вещания «ВМ» попытались обсудить, что нам в этой системе не подходит и по пути ли нам с ней вообще.

Начали, естественно, с седой старины, вспомнив и Древнюю Грецию с ее народными собраниями, и Новгородскую республику, и Великую хартию вольностей. Прошлись и по стране звездно-полосатой свободы.

— Недавно солидный социологический опрос показал, что только 1,2 процента россиян считают, что власть в нашей стране находится в руках народа. Но значит ли это, что, скажем, американская система демократии идеальна? — задался вопросом историк Юрий Емельянов. — Нет, потому что институты этой системы носят игровой, состязательный характер. Все знают, что каждый вторник после первого понедельника високосного года должны состояться выборы. 100 сенаторов избираются на 6 лет. 435 членов палаты представителей — на 2 года. Доминирующее положение занимают две партии. И вот это американцы считают шедевром народовластия!

Американист Анастасия Гафарова, заместитель генерального директора Центра политической информации, напомнила, что проникнуться шедевром нам мешает менталитет и некие более глубинные причины:

— Есть некое фундаментальное различие в отношении к демократии у нас и «у них». В западном понимании права человека — это в первую очередь права гражданина: право на свободу слова и самовыражения, право на ношение оружия и т.д. Американская демократия прежде всего основана на правилах честной игры, это идет еще от Британии. Если ты играешь по правилам, соблюдаешь честную игру — ты гражданин и наделен правами. Почему они и судятся между собой постоянно. Для нас важнее справедливость и уважение того образа жизни, который ты ведешь.

Кроме того, наш русский опыт — это больше командная работа. А Америка делает ставку на индивидуализм, потому что она выращена на такой форме протестантства, как кальвинизм. И, кстати, вопреки мифам, американцы еще те фаталисты. Потому что именно кальвинизм руководствуется принципом, что все предопределено и человек не способен это изменить. Единственное, что он может, — это самостоятельно трудиться, не ждать помощи от других, биться как рыба об лед. И тогда показателем того, насколько его любит бог, станет толщина кошелька. Если кошелек тяжелый, значит, бог тебя любит. Здесь мы с американцами тоже явно расходимся.

А вот сооснователь сообщества «Русская миссия» протоиерей Всеволод Чаплин считает, что с коллективизмом у нас не все так радужно и прекраснодушно:

— Да, остается еще в душе птица-тройка и коллективистский дух. Но он мобилизуется только тогда, когда есть либо большая победа, либо большая беда (вспомним Крым и дискуссии, связанные с Донбассом). Все усугубляется еще и тем, что за последние 30 лет люди в больших российских городах (а это четверть населения как минимум) стали сильно отличаться от всей остальной страны. У них появился серьезнейший внутренний разрыв: одна половина души там, в памяти об общности и коллективизме, а другая здесь, в крайней атомизированности. Люди все меньше выходят куда-нибудь, кроме фейсбука, а память у нас еще та, общая, вот только мобилизуется уже редко.

Политолог Михаил Мошкин уверен, что фейсбук вполне сгодится для построения демократии в отдельно взятой стране по имени Россия:

— Когда нам говорят, что та либеральная демократия, которой прикрывается реальное доминирование западного капитала, — наш единственный путь, в этом есть некое лукавство. Нам надо опираться на собственный опыт. Еще византийский хронист Прокопий Кесарийский в VI веке писал, что для славян характерно именно народоправство (на языке оригинала — демократия, власть народа). Можно вспомнить о вечевом опыте, опыте русской общины, о земских соборах, местном самоуправлении.

В сочетании с сильной вертикалью власти, которая не забюрокрачивает все на местах, этот опыт мог бы стать достойной альтернативой западной схеме. Мне кажется, это становится все более реальным в условиях всеобщей компьютеризации. Технические возможности, которые предоставляют сейчас соцсети, все больше будут включать граждан в политические процессы и в те сферы, которые раньше были исключительно прерогативой бюрократии. С помощью интернета люди на местах легко самоорганизуются в разные инициативные группы и тематические сообщества для решения каких-то вопросов, и это тоже элементы демократии своего рода.

По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, наш демократический «ответ Чемберлену» должен опираться на совсем другие исторические фундаменты:

— А почему бы не подумать о формуле «Царь и Советы»? Например, ввести пост императора, который был бы связан с некоторыми ключевыми государственными функциями, одновременно усилить роль местных референдумов по региональным вопросам и формировать парламент только из тех, кто был внизу избран в местную власть. Назвать это «Советами» (хорошее слово) и ни в коем случае не отдавать их формирование на откуп ведущим политическим партиям и московской тусовке. В общем, нужно вернуться к монархическому сознанию нашего народа и в какой-то форме его реализовать, соединив с большим количеством элементов демократии (а на самом деле соборности и способности верховной власти слушать народ). Экономику надо децентрализовать, а вот власть в области внешней политики, обороны, права — нет.

— Тут у вас явное противоречие, — не согласился со священником эксперт Центра политических технологий Роман Ларионов. — С одной стороны, надо самоуправление развивать, а с другой — вы против децентрализации власти. Но местное самоуправление — это и есть передача, распыление власти. Я считаю, что раз у нас уже сделан первый шаг — выстроены демократические институты, нужно просто эти выхолощенные структуры наполнить реальной практикой. Вот тогда мы рано или поздно — с нашей спецификой, разумеется — реализуем то, что на Западе принято называть демократией.

— А для этого надо, чтобы власть перестала бояться разговора о будущем правового, политического и экономико-социального устройства России, — не стал спорить отец Всеволод. — Власть, увы, слишком увлеклась примитивным охранительством. Более того, я достоверно знаю, что ключевые внутриполитические решения формируются даже не политическим блоком президента, а людьми из нескольких крупных компаний. Возможно, это очень умные люди, но они не ориентированы на то, чтобы выстроить будущее страны на 50 лет вперед. Они ориентированы на то, чтобы 2–3 года (максимум 5–6 лет) поддержать в стабильном состоянии собственный бизнес. Надо сейчас сделать так, чтобы, с одной стороны, раскрепостился народный дух, а с другой — чтобы молодежь и другие слои населения больше включались в политику. Нельзя, чтобы Россия стала заложницей одного поколения, одной политической группы и одних бизнес-интересов.

Подводя итог, следует сказать, что в результате дискуссии, что именно нам не подходит из опыта западной цивилизации, так и осталось невыясненным.

ЦИФРА

2500 лет назад, в 507 году до нашей эры начала формироваться Афинская демократия. Объектом управления был город-государство Афины. Решения принимали только граждане.

ЦИТАТА

Александр Солженицын, писатель:

У нас [в России] сегодня слово «демократия » — самое модное. Как его не склоняют, как им не звенят, гремят (и спекулируют). Но не ощутимо, чтобы мы хорошо задумались над точным смыслом его. Демократия по-настоящему эффективна там, где применимы народные собрания, а не представительные.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Так за или против

Колонка обозревателя "ВМ" Георгия Бовта

Если выйти на улицу любого российского города и спросить прохожих, нравится им «демократия западного типа», подходит ли она для России, то многие скажут, что не нравится и не подходит. А примерно 2/3 опрошенных (в разные годы) выступают против «заимствования западной демократии». А как на самом деле? (далее..)

Не молитесь на демократию

Колонка обозревателя "ВМ" Игоря Зимакова

Вы же знаете, как устроена кастрюля-скороварка? Чтобы в процессе приготовления пищи содержимое кастрюли не оказалось, скажем, на потолке, в ней предусмотрен специальный клапан, через который стравливается избыточное давление. Это такой инструмент. Чтобы обреталось равновесие в замкнутом кастрюльном герметичном пространстве. И никому в голову не приходит спорить о том, хорош ли инструмент, уж коль он справляется с поставленной задачей. Ну и тем более придавать ему сакральные черты. (далее..)

Свобода с хоругвью

Колонка обозревателя "ВМ" Алексея Зернакова

Иногда наши настроенные излишне прозападной политики напоминают маленького мальчика, который, стащив отцовский крем для бритья, старательно мажет им лицо, встав на табуретку перед зеркалом в ванной. В принципе, действия он совершает правильные. Только вот реальной пользы от них нет никакой, и выглядят со стороны они очень комично. (далее..)

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!   

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.