«ВМ» выяснила, как московский бизнес подстраивается под массового покупателя
Дорогие рестораны не уходят с рынка, а расширяются, открывая недорогие и более доступные филиалы. Также активно развиваются магазины с широким ассортиментом товаров по ценам ниже средних рыночных, которые пользуются большим спросом у жителей столицы с низким и средним достатком.
Кроме того, большую активность на рынке проявляют продуктовые магазины, особенно мини-маркеты. Интересно, что в этой отрасли расширяются уже существующие сети, но в то же время появляются новые сильные игроки на рынке.
— Два года назад потребительский рынок в нашей стране сильно упал — тогда падение оборота розничной торговли составило порядка 10 процентов, — рассказала «ВМ» старший директор отдела исследований одной из крупнейших компаний на мировом рынке коммерческой недвижимости Татьяна Дивина. — При этом потребители все равно продолжали ходить в магазины и рестораны, но значительно сократив расходы, перейдя в более демократичные ценовые сегменты.
Логичным ответом ретейлеров и рестораторов стало желание подстроиться под новые потребительские привычки, обратить внимание на бюджетные концепции.
Опытные операторы, уже работающие в этом сегменте, заявляют об активном развитии, а игроки из дорогих сегментов запускают концепции в новом для себя формате.
Представители аналитического отдела компании отмечают, что и в крупных, и в небольших торговых центрах столицы растет доля кафе и ресторанов на фуд-кортах и за их пределами.
Доля операторов общественного питания растет и в уличном ретейле. Городская программа «Моя улица» делает акцент на расширение пешеходных зон вместе с ограничением площади парковки автомобилей в центре Москвы. Все эти факторы привели к перестройке всего сектора в целом и отдельных улиц столицы в частности.
Магазины продуктов и рестораны, ориентированные в большей степени на пешеходный трафик, продолжают замещать магазины одежды, обуви и аксессуаров.
— Ротация арендаторов влияет и на арендные ставки: локации, которые ранее считались самыми престижными и дорогими, становятся более доступными для предпринимателей, — пояснила «ВМ» ведущий консультант отдела торговой недвижимости одной из крупнейших компаний на мировом рынке коммерческой недвижимости Марьяна Матуева. — Вновь образованные пешеходные улицы и исторически сложившиеся микролокации продолжают удерживать свои позиции.
В новых условиях верно говорить не о престижных и дорогих улицах города, а скорее о конкретных локациях. Аналитики отмечают, что минимальная арендная ставка на Тверской улице составляет 60 тысяч рублей в год за квадратный метр. Такая же цена на Арбате и Петровке. На проспекте Мира — дешевле в два раза. Самая дорогая аренда — на Никольской улице и в Столешниковом переулке.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Шабанов, независимый экономический эксперт:
— Все изменения связаны с покупательской способностью населения. Дорогие супермаркеты открывают небольшие филиалы рядом с жилыми домами с более демократичными ценами, то же самое происходит и с ресторанами. В кризисное время особое распространение получили рестораны фастфуда, потому что у них демократичные цены. Бизнесу приходится подстраиваться под массового покупателя и переходить из высоких в более низкие сегменты.
Уличный ретейл также меняется. Благодаря «Моей улице» в центре открываются рестораны с доступными ценами, где можно перекусить.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!