Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Домчит с ветерком. В столичном технопарке протестировали автомобиль, которым управляет компьютер

Город
Домчит с ветерком. В столичном технопарке протестировали автомобиль, которым управляет компьютер
Фотограф Анна Павлова стала одной из первых пассажирок беспилотного такси  / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
17 августа в столице разработчики беспилотного транспорта впервые показали, на что способен отечественный автомобиль-такси «Матрешка», которым управляет компьютер.

Полигон на задворках технопарка «Калибр» имитирует неширокую городскую улицу. Есть участок с круговым движением, пешеходные «зебры». На обочинах — дорожные знаки. По полигону небыстро, со скоростью активного пешехода, движется странный желто-черный автомобиль с «шашечками» и надписью TAXI. Впрочем, автомобиль ли? У транспортного средства, в анфас действительно напоминающего фигурку матрешки, показательно нет ни лобового, ни заднего стекла. Только «глазки» широкоугольных камер высоко — порядка двух метров над землей. Сразу понимаешь, что это ответственный орган управления. «Матрешка» «видит» знак пешеходного перехода и останавливается, готовясь пропустить потенциальных пешеходов. На главной дороге — чуть ускоряется, перед въездом на перекресток — притормаживает.

«Пешеходная» скорость выбрана не случайно: рядом идет оператор — все-таки система еще обучается, и иногда необходим переход на ручное управление. С пульта, как у компьютерной приставки — он у оператора в руке.

— Это уже третье поколение нашего «беспилотника», — рассказал корреспонденту «ВМ» руководитель разработки системы автопилотирования Антон Поппель. — Мы ими занимаемся с 2015 года, сначала это были совсем простенькие машинки. А этот «Сити Кэб» практически готов к городским испытаниям. Он полностью собран из отечественных комплектующих.

К слову, в отличие от многих зарубежных аналогов разработчики «Матрешки» тактично не указали, каких именно — наш беспилотник для ориентирования в городской среде использует новейшую и весьма перспективную технологию «компьютерного зрения». То есть камеры передают изображение в бортовой компьютер, тот сопоставляет картинку с программой и в доли секунды решает, что делать — тормозить перед «зеброй» и светофором, неожиданным препятствием на дороге — автомобилем или пешеходом.

Западные разработки используют радары и лидары, то есть уловители звуковых и световых волн. Однако оборудование это сложное, дорогостоящее и не очень надежное. В задачу же разработчиков, пояснил Антон, входило максимальное удешевление конструкции.

Однако не повлияют ли дождь, снег и грязь на «зрение» оптики беспилотника? — Мы тестировали «Матрешку» в разных погодных условиях с сентября прошлого года, — успокоил Антон Поппель. — И, естественно, учли нюансы, разместив оптику как можно выше и научив компьютер работать при загрязненных поверхностях.

— Правительство Москвы ведет новую промышленную политику, в которой упор делается на современные, высокотехнологичные компании, — рассказал «ВМ» Владимир Дождев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. — Беспилотный автотранспорт — одна из динамично развивающихся отраслей, и очень важно, чтобы российские компании заняли в ней свою нишу. Полигоном для разработок и испытания новых технологий и техники становятся столичные технопарки, которые создаются столицей специально для нужд высокотехнологичных компаний.

Домчит с ветерком. В столичном технопарке протестировали автомобиль, которым управляет компьютер Создатели «Матрешки» (слева направо): инженер Олег Шипитько, водитель- испытатель Даниил Лисюткин и создатель системы автопилотирования Антон Григорьев  / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Естественный вопрос: когда мы сможем увидеть беспилотные автомобили на дорогах общего пользования? Если говорить о Москве, то никак не ранее конца следующего года: возможно, «Матрешки» будут кататься по дорогам «Сколкова». А вот на Дальнем Востоке с «калибровским» беспилотником познакомятся уже будущей весной.

По словам Антона Поппеля, испытания «Матрешки» на дорогах общего пользования пройдут на острове Русский, где нет такого интенсивного движения, как в столице.

Оставшееся до весны время будет использовано с толком. Нужно продумать особенности инфраструктуры, необходимой для внедрения проекта в повседневную жизнь.

А еще, конечно, нужны изменения в законодательство, в первую очередь в автострахование. Если беспилотник устроит аварию, кто ответит? Ведь за рулем-то никого нет.

ЦИФРА

60 километров в час сможет развивать беспилотник в городских условиях после тестирования и «обучения». И по словам разработчиков, это не предел.

ПРЯМЫЕ РЕЧИ

Максим Ликсутов, заместитель мэра по вопросам транспорта, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:

— Наши ведущие эксперты в области транспорта считают, что в ближайшие десять лет такси и машины каршеринга будут работать в автоматическом режиме без привлечения водителей, как беспилотники. Таким образом, услуги такси и каршеринга соединятся в один сервис. Но для того, чтобы такие машины могли в принципе ездить, они должны обмениваться сигналами с установленными в городе светофорами. Кстати, все наши све то форные объекты соединены с Центром организации дорожного движения, поэтому технически мы сможем передавать необходимые сигналы беспилотным автомобилям, если они однажды появятся

Игорь Моржаретто, Автоэксперт:

— Не нужно думать, что автомобили-беспилотники — это какой-то далекий завтрашний день. Беспилотники прочно войдут в нашу жизнь в ближайшие пять-десять лет. Скорее всего, первым массовым применением таких транспортных средств станут грузовые перевозки — из цепочки доставки груза получателю просто уберут водителя.

Насколько я знаю, разработки таких автомобилей сейчас ведутся по всему миру, от США до Китая, и хорошо, что Россия не отстает. Что нужно для внедрения беспилотников? Прежде всего обособленные полосы для движения, куда путь лихачам будет закрыт. И сеть датчиков вдоль трассы — они будут обмениваться информацией с бортовым компьютером. Погодные условия, температура покрытия, видимость, освещенность — для безопасности движения.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.