Что ни верста, то красота
Не скучные указатели с цифрами, а практически произведения искусства — десятиметровые обелиски выверенной изящной формы с заостренными маковками. Что ни 1067 метров, то архитектура в стиле барокко. Что ни верста, то красота.
Функционал деревянных столбов — ориентир для путников, особенно почтовых, императрицу, видимо, устраивать перестал. Новые обелиски должны были не только радовать глаз, но и, как любое сооружение в барочном стиле, нести скрытый смысл. Ведь что такое барокко? Это в первую очередь отказ от всего естественного. Широкие талии — в тесные корсеты, на красные лица — густые белила, на прыщи — мушки, темные волосы «подседить» пудрой, чтобы скрыть реальный возраст, вместо деревянных столбов — мраморные изваяния, формой своей, между прочим, обязанные Египту, где они ставились как памятники фараонам и считались атрибутами солнечного культа. Барочных дам не распознать, мужчин от них по манерности не отличить.
И полетели из-под топоров черно-белые деревянные щепы вдоль дорог. И началось в столице то, что сейчас мы вполне могли бы назвать не очень органичным для XVIII века словом «благоустройство». И даже «комплексное благоустройство». Потому что на каждой версте вокруг обелисков самодержица с чисто немецкой пунктуальностью велела высадить — ни больше ни меньше — по двадцать деревьев. А это уже план. Важными пунктами в нем можно назвать и мощение столичных улиц, и запрет на массовое строительство деревянных зданий, и выдачу ссуд на дома кирпичные.
Ничего не напоминает? Ну, так, смутно. История, как известно, развивается по спирали. Даже в части таких простых, но важных вещей, как образ места, в котором живут люди, его эстетика. И то, что когда-то началось с верстовых столбов, на новом витке — целая программа преображения.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции