Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Кто наши слуги?

Сюжет: 

Воскресная проповедь
Общество
Кто наши слуги?
Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
К чему нас призывает Христос, когда приводит в пример верного и благоразумного домоправителя, поставленного над слугами «раздавать им в свое время меру хлеба» (Лк. 12, 42)? Над какими слугами мы поставлены? Кем должны управлять?

По разъяснениям святых отцов, эти слова Спасителя адресованы людям в различном внешнем состоянии. Они применимы к духовным учителям народа Божьего — епископам и священникам, призванным заботиться о пастве. Они относятся к родителям, которые обязаны воспитывать детей и правильно управлять ими. Этими словами должны руководствоваться люди, облеченные властью, поскольку у них много возможностей восстанавливать справедливость и творить добро. Это же можно сказать и о состоятельных членах общества, чей достаток существенно отличается от среднего и позволяет им благотворить нуждающимся.

Но эту притчу можно применить и к самому обычному, небогатому, одинокому христианину, поскольку он должен управлять своим «внутренним домом», собственной душой,  и полноправно распоряжаться своими «слугами» — всеми душевными силами: волей, чувствами, интеллектом. Любой человек может стать верным и благоразумным домоправителем, если постарается относиться к своей душе, как заповедал Господь, если будет использовать свои душевные качества во благо, для служения Богу и людям, памятуя, что всегда находится перед лицом Божиим и в свое время предстанет перед Его Судом. С этой точки зрения совершенно неважно, какое место человек занимает в обществе: высокое или самое скромное.

Прошедший лагеря писатель Алексей Петрович Арцыбушев вспоминал рассказ своей матери о том, как в голодные тридцатые годы ее спас простой деревенский юноша, отдав ей драгоценные в те времена суконные портянки. Когда женщина начала отказываться принять столь нужную ему вещь, молодой человек привел самый веский аргумент: «Как же я встану на Страшном суде Божием в этих портянках, когда ты босая». Размышляя над этой историей, Арцыбушев обращался и к нам, христианам третьего тысячелетия, с проникновенными словами о том, что тот «парнишка из глухой деревни знал и боялся Страшного Божия Суда, о котором мы сейчас и думать не хотим, а предстать все равно придется». Сострадание к измученной женщине, христианская совесть, твердая уверенность, что земной жизнью ничего не заканчивается, у этого деревенского паренька оказались выше инстинкта самосохранения, присущего любому живому существу.

Но человек, будучи наделен свободой, может начать распоряжаться силами своей души, как и другими дарами Божьими, во вред себе и ближним. Спаситель образно называет это избиением товарищей и кутежом с пьяницами (см. Мф. 24, 49). В таком случае человек попирает свою совесть, позволяет страстям брать верх, впадает в грехи, которые губят самого грешника и мучают его близких.

В столь бедственное состояние могут впасть не только люди, обладающие духовной или светской властью или творческим даром, который можно использовать двояко: как для вдохновения на совершение добрых дел, так и для разжигания страстей. Любой может распорядиться своими дарами как верный и благоразумный домоправитель или же, наоборот, как злой раб. Например, в самой обычной беседе человек может принести пользу душе собеседника, утешить, ободрить или же «перемыть кости» знакомым и незнакомым, всех осудить, позавидовать чужому успеху. Так что каждый, независимо от того, на какое место он поставлен Господом, призван оставаться верным Христу, и как бы ни складывалась жизнь, не употреблять даров Божиих во вред себе или другим.

В некоторых ситуациях человеку полученные от Бога дары не нравятся, более того, кажутся наказаниями. Много ли найдется христиан, которые не формально, по привычке, а от всей души скажут: «Господи, слава Тебе за все, что Ты посылаешь мне на жизненном пути!», когда в это «все» будут включены и скорби, и болезни, и жизненные потери, а не только успехи, радости и чудесные избавления от бед?

Гораздо чаще человек ведет себя, подобно старухе из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», – начинает вести с Богом дипломатические беседы: «Господи, Ты знаешь, что я Тебя люблю, но если бы Ты дал мне исполнение моего желания (хорошую работу или поступление в институт, рождение детей, доброго мужа или жену, приобретение жилья и далее по списку), как бы я тогда был Тебе благодарен! Как бы я изменился! Ты бы увидел, сколько добра и света было бы от меня людям! Я бы стал истинным Твоим рабом, жертвовал, помогал, кротко переносил обиды, всех прощал и любил, ни один человек не ушел бы от меня неутешенным! А сейчас, Господи, мне так тяжело жить, руки опускаются, одолевает уныние, депрессия, слабеют силы, и нет от меня никакой пользы ни Тебе, ни моим ближним!».

В подобных внешне благовидных просьбах может впустую пролететь вся жизнь, и человек год за годом будет изнывать от завистливых мыслей: то и это я не получил, а у других все есть, и чем же я хуже, и почему именно мне такое испытание. Разумеется, можно и нужно обращаться к Богу со своими просьбами и проблемами, как ребенок обращается к отцу, открывать Ему свое сердце и просить о помощи, об изменении жизненных обстоятельств, если на то будет воля Божия. Но в то же время надо стараться с полной отдачей трудиться, с благодарностью и рачительно используя те внутренние ресурсы, которые уже получены от Бога. Ведь Господь дает каждому максимум даров, наиболее полезных в данный момент жизни, даже если внешне нам это и не очевидно. Необходимо успеть использовать их с пользой, чтобы Христос, придя, нашел Своего раба не «спящим или бьющим слуг и служанок», то есть погрязшим в унынии, в бездействии, в ожидании «лучшей доли», а бодрствующим и труждающимся, готовым ко встрече со своим Господином.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.