Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Александр Ширвиндт: Сатира сегодня весьма условна

Развлечения
Александр Ширвиндт: Сатира сегодня весьма условна
Художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт на матче баскетбольной Евролиги в Москве / Фото: Антон Луканин/ТАСС
20 октября вечером в Московском академическом театре сатиры дают водевиль «Кошмар на улице Лурсин» в постановке Александра Ширвиндта. Художественный руководитель театра, народный артист России не только определяет репертуарную политику, но и сам ставит спектакли. Недавно Ширвиндт побывал в гостях у «ВМ». Разговор зашел об актуальности сатиры в современном мире, цензуре, качестве современной эстрады и, конечно, о Москве — нашем родном и любимом городе.

Александр Ширвиндт — артист уникальный. Что бы он ни делал на сцене, у каждого сидящего в зале возникает ощущение: Александр Анатольевич обращается именно к нему. И это не зависит от того, играет ли Ширвиндт спектакль, ведет ли концерт, выступает ли с очередным эстрадным номером вместе с Михаилом Державиным. Органичность его удивительна. С годами он не меняется: все тот же ироничный прищур, открытость в общении, артистизм, искренность — и все это помножено на глубину наблюдений. Поэтому каждая встреча с ним для журналиста — настоящий подарок.

Память о велосипеде

— Александр Анатольевич, вы москвич, ваша юность прошла в арбатских переулках. Изменился ли дух той старой Москвы, которую вы так люби те?

— Мы с моим большим другом Михаилом Державиным — арбатско-никитские. Знакомы уже 71 год, я тут подсчитывал. И когда только начинали взаимодействовать друг с другом, я часто бывал в его дворе. Шел к его дому в сторону Старого Арбата со стороны Никитских ворот. Дому, к которому примыкает Щукинское театральное училище и в котором живут знаменитые вахтанговские артисты. Шел пешком. Проходил Скатертный переулок, потом Столовый, выходил в Хлебный. Затем двигался через Поварскую, через знаменитую Собачью площадку...

Чувствуете, какие чарующие старомосковские названия? А сейчас я пройти не могу нигде, могу только проехать на велосипеде. Но на него уже не влезу.

— А вот Михаил Михайлович рассказывал, что вы приезжали к нему во двор на потрясающем велосипеде, и все пацаны вам завидовали. А вы давали всем покататься...

— Врет. Никому покататься я свой велосипед не давал. Боялся, что мое единственное сокровище — трехскоростной «ЗиЧ» Чкаловского завода — сломают, а я умру от разрыва сердца.

Вот заговорили про велосипед, и я вспомнил, что у нас совсем недавно случилась замечательная история. Мы с Мамедом Агаевым, директором нашего Театра сатиры, бесконечно опекающим нас, стариков, получили интересное письмо. В нем сообщалось, что завтра в столице — День велосипеда, и руководителей всех предприятий приглашали поддержать эту акцию и приехать на работу на велосипедах.

А чуть позже меня Сергей Семенович Собянин по телефону поздравлял с днем рождения. Мы мило беседовали, и я возьми да и скажи: «Я тут получил письмо о том, что должен был на работу ехать на велосипеде». — «Да, знаю, это был День велосипеда». — «А вы знаете, что двенадцати руководителям московских театров — за восемьдесят? Я лично очень беспокоился за Волчек... Все думал, как она там поехала?» Возникла пауза. И Сергей Семенович мне совершенно гениально ответил: «Да... вообще-то над возрастом руководителей театров надо серьезно подумать». Я чуть со стула не упал.

Так вот, нынешняя столица — это не наша Москва. Она совершенно замечательная, чистая, аккуратная. Особенно сейчас, когда наконец убрали заборы. В связи с чем вспоминается старый еврейский анекдот. Приходит к ребе человек и жалуется: «В моей жизни наступил конец света. Жена совершенно сошла с ума, дети выросли, стали бандитами. Я задыхаюсь». Ребе отвечает: «Возьмите домой козу».

Человек послушался, взял козу. Через неделю снова приходит: «Я покончу с собой! Коза везде гадит, вонь стоит на весь дом, ужас!» Ребе говорит: «Отдайте козу». Человек отдал, и наступило в его жизни счастье. Вот и у нас — в центре города убрали заборы. Мы счастливы. Мы «отдали козу».

Импровизация бьет подготовку

— Среди ваших друзей была веселая компания, куда входили Григорий Горин и Андрей Миронов. Марк Захаров недавно рассказал, как они однажды подарили вам старую, ржавую, очень тяжелую батарею по случаю завершающегося ремонта вашей квартиры. И про то, как посадили вас в поезд, а потом сели в самолет и встретили вас, прибывшего в другой город, на перроне. Что вы тогда подумали?

— Увидел их на перроне и подумал страшное: пить надо меньше. И батарею эту ржавую хорошо помню. Они ее потом вынесли, а затем снова принесли назад. Наша дружба — это века и века. Страшно подумать: Андрюши Миронова уже нет двадцать пять лет.

— А ссоры у вас случались? Ну хотя бы с тем же Михаилом Державиным?

— Ужас в том, что с ним невозможно поссориться вообще. Это идет оттого, что он, во-первых, мудрый, во-вторых, трусливый, в-третьих, просто понимает, что всякий конфликт, как и всякая революция, чреват усугублением кошмара.

Он — антиконфликтный человек. Помню, однажды в Хайфе мы шли после какого-то концерта. К Державину на улице подошла милая женщина и спросила: «Михаил Михайлович, скажите, вы случайно не еврей?» — «Нет. А почему вы спросили?» — «Вы очень вежливый». Мы общаемся двенадцать лет. Тогда он был еще моложе, чем сейчас, и дико красив — настоящий Ален Делон. Хотя он и сейчас шикарен. А страна эта, где мы с вами живем, таких красавцев, как Державин и как я, «не кушала» совершенно — мы не вписывались в типажность.

В пятидесятые нужны были на экране рабочие парни, которых играли Рыбников, Белов, Юматов. В следующем десятилетии пригодились Смоктуновский, Баталов, Лазарев в ролях интеллектуалов-физиков. Мы никуда не вписывались, даже в типажность интеллектуалов. Хотя Михаил Михайлович — космически разносторонний актер и образованный человек. Компоненты его сущности очень завидные. К тому же он обаятельный, с юмором, добрый, щедрый и очень верный друг. Вся его актерская жизнь — это вечная борьба с режиссурой, которая пыталась всячески наступить на его органику.

Я знаю артистов величайших — вкусы у всех разные, конечно, разброс тут большой, а для меня величайшими актерами всегда были Гриценко, Евстигнеев и Олег Борисов. Потому что это люди титанической органики, не способные преступить через это великое актерское качество, в какие бы самые безумные режиссерские руки они ни попадали. Державин — из этой замечательной компании.

— По вашим биографиям можно изучать историю страны. Ваш с ним эстрадный дуэт или минитеатр гремел на всю Москву. Равного ему не было, да и, наверное, до сих пор нет. Разве что Стоянов и Олейников. Как считаете, в чем причина этого успеха и отсутствия подобных дуэтов сегодня?

— А мы своевременно поняли, что надо поделить обязанности: я — худрук и режиссер, а Миша — артист и парторг.

— А если серьезно?

— Мы всегда работали на равных, без перетягиваний одеяла на себя, как это часто случалось между артистами в подобных дуэтах на эстраде и в театре. В нашем маленьком театре не было масок типа «трус-балбес». Нашими героями были знакомые, соседи, живые люди, за словами угадывались их судьбы. Зрители узнавали в персонажах себя и, оценивая схожесть ситуаций, начинали хохотать. Сатирики писали для нас мало, все, что мы показывали, рождалось импровизационно, на ходу — было подсмотрено на улицах, на рыбалке, посиделках за рюмкой, на гастролях. Фиксировалось, записывалось, тщательно репетировалось. Но поскольку весь этот «продукт» изготовлялся лично нами, то в нем всегда присутствовала наша собственная органика. Подозреваю, что, если бы не это обстоятельство, если бы мы просто заучивали тексты известных сатириков, наш дуэт такого успеха бы не имел.

Свободный полет

— Давайте поговорим о кино. У вас было не так уж и много (как того бы хотелось зрителям) совместных фильмов с Михаилом Державиным. Но «Трое в лодке, не считая собаки» дают сто очков вперед любой комедии...

— Секрет ее успеха в том, что режиссер Наум Бирман предоставил нам право импровизировать. Он понимал, что нас можно отпустить в свободный полет, потому что мы с Михаилом Михайловичем были сыгранным дуэтом, и с Андреем Мироновым тоже. На берег Немана, который в фильме оказался Темзой, телепортировались та самая раскрепощенность, чувство юмора, чувство партнера, которые составляют прелесть этой картины. Ну и женщины — наши партнерши, тоже телепортировались. Куда же без них?

— Жаль, что в этой комедии не снималась Роксана Бабаян, которая замечательно сыграла в спектак ле «Ханума» вместе с Михаилом Державиным и которая часто вместе с вашим дуэтом выступает на концертах.

— Все, что происходит в жизни с Михаилом Михайловичем хорошего за эти годы, — это Роксана. Мне кажется, это было вчера: он привел ее в служебный буфет театра. Очень осторожничал, когда пропустил через все эти безумные, насмешливые рожи друзей. Но мы дружно сказали: «Надо брать», совершенно не надеясь, что такая шикарная, самодостаточная, талантливая дама станет такой уникальной эталонной женой. Эталонной.

— Вы с Державиным входили в состав артистических бригад, ездивших в госпитали, где лечились воины-афганцы...

— Мою фамилию коверкают всегда, особенно в глубинке, — Шифрин, Ширвиндон… Мы были в каком-то госпитале во время афганских дел, где-то за Ташкентом, — страшное дело. И в большой палатке, где расположилась столовка, проходил наш вечер. Стоим и слышим, как нас объявляют: «У нас в гостях артисты театра — Дарвин и Равенглодт». Ну то, что я Равенглодт — это естественно. Но почему Мишка стал Дарвиным, для меня осталась загадкой.

У Михаила Михайловича недавно вышла книга «Я везучий», мы с ним запечатлены на обложке в красных пиджаках. Это тоже была смешная история. У нас с Державиным был поклонник — директор ЦУМа Метелкин, замечательный парень. Когда в магазинах ничего не было, он позвонил и сказал дословно: «Пришли блЯйзеры. Два красных кирпичных блЯйзера». Мы ринулись к нему, нам вынули эти два блЯйзера. А через три дня мы, нарядные, пошли в них в президентский отель, только что построенный. Заходим и видим — все официанты в этих самых блЯйзерах. Для них и привезли. Мы оттуда бежали по городу в одних рубашках.

Девять закрытых спектаклей

— Вы руководите легендарным театром. Во времена СССР он гремел на всю страну. «Клоп», «Баня», «Доходное место», «Женский монастырь», «Проснись и пой», «Женитьба Фигаро», «Трехгрошовая опера»... На них же было невозможно достать билеты. Менглет, Папанов, Миронов, Высоковский, Мишулин, Пельтцер, Аросева носили гордое звание артистов Театра сатиры, являясь кумирами миллионов. А насколько, повашему, востребованна сатира сегодня?

— Сегодня сатира — вещь условная. Посмотрите на телеэкраны: ну как можно «пересатирить» все эти телевизионные «барьеры»? Это же пародия на сатиру. Или сатира в пародии. В наше время вся сатира строилась на аллюзиях и фигах в кармане: кто изящнее, талантливее, хитроумнее «пробивал», тот и выигрывал. Потому что цензура не дремала. Сколько было трагических историй! У руководителя нашего театра Валентина Плучека было девять (!) закрытых спектаклей. Уже полностью сделанных, готовых. И надо было обладать гением Сергея Михалкова, чтобы эти почти закрытые спектакли возвращать на сцену.

Я не могу забыть великую историю в «Современнике». Когда принимался спектакль «Обыкновенная история», все, начиная с главка и кончая идеологической конторой ЦК, понимали, что это аллюзии, и запрещали его, запрещали и снова запрещали. А Сергей Михалков был сценаристом этого дела, это он написал инсценировку. И когда ситуация окончательна зашла в тупик, его позвали на прогон, где сидел сводный хор цензоров. Когда Михалкова спросили, как ему понравился спектакль, он ответил: «Я никогда еще не видел такой страшной, убийственной сатиры... на самодержавие». И у всех свалилась гора с плеч. Но это надо было быть Михалковым! На самом деле я сатиру не очень люблю, потому что она предполагает злость. А я больше люблю юмор, сарказм, улыбку. Сегодня «Гогольцентр», Театр имени Пушкина, Театр имени Комиссаржевской, Театр сатиры — лишь вывески. О нас правильнее было бы сказать «Театр памяти сатиры».

— Чем же тогда сегодня Театр сатиры может отличаться от других театров?

— Только качеством. Тем более что никто ничего достойного сегодня для нас не пишет. Нет ничего. Вот так по сусекам и скребем.

Ну а классика? Она же всегда востребована?

— Классику ставим. Как ни странно, в наш театр хорошо ходит молодежь — на «Укрощение строптивой», на «Талантов и поклонников». Молодые ходят на эти наши спектакли, хотя там совершенно нет голых задниц. Очевидно, произошел какой-то перелом, и все наелись псевдоноваторства.

— А если бы вы сегодня ставили ту же «Баню» или «Клопа» Маяковского, они бы пользовались таким же успехом, как раньше?

— Ну вот мы сейчас сыграли спектакль «Опера нищих» по мотивам пьесы Джона Гея. Но сегодня, когда две девочки в соцсетях раздирают у всех на глазах кошку или пьяный чудак на букву «м» расстреливает десять человек, «Трехгрошовая опера» или «Опера нищих» на этом фоне выглядят как оперетта. Говорить сегодня о больных вещах, облекая это в форму сатиры, довольно сложно. И опасно. Есть и еще одна проблема. Возникло невозможное количество комедийных «клабов», «уральских пельменей» и так далее — разброс колоссальный. Казалось бы, молодым сатирикам можно позавидовать — полное отсутствие цензуры, говори, что хочешь! Но оказалось, что вседозволенность хуже любых цензурных рогаток. Потому что полный кошмар начинается, когда на сцене появляются люди без вкуса, внутренней культуры, и поток пошлости накрывает зал. Это уже не свобода! Это антиискусство. В наше время юмор, попадавший на экран, строго дозировался. И мы с Мишей всячески старались «держать планку». Цензура имеет в своем корне слово «ценз». Этот ценз пропал. Да, в потоке юмористов есть люди талантливые. Но выбиться из общего водоворота тому, что является настоящим юмором, сатирой, иронией, пародией, шуткой, сегодня очень трудно.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.