В Туле подвел итоги XVIII Открытый российский фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!»
Фестиваль «Улыбнись, Россия!» - особенное событие, как для мастеров комедийного жанра, так и для зрителей, обладающих важным талантом – увидеть забавное в повседневной жизни, посмеяться над собой, своими невзгодами и недостатками. Эта способность, присущая российскому самосознанию, начиная еще со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина, трепетно сохраняется фестивалем, который в своем Манифесте (а у «Улыбнись Россия!» действительно есть Манифест) провозгласил, что «день без улыбки – потерянный день».
Престижными фестивальными наградами «За вклад в комедию» были отмечены в нынешнем году Иван Охлобыстин, Жора Крыжовников и Светлана Светличная.
- В нашей жизни всегда есть повод для смеха, - считает народный артист России, кинорежиссер Карен Шахназаров, лауреат «Премии за все хорошее» нынешнего кинофорума. – И это прекрасно понимают миллионы зрителей, живущих в стране, где снимали свои комедии Александров, Пырьев, Гайдар, Рязанов и Данелия. Для таких зрителей комедия во все времена останется любимым жанром.
Программа фестиваля ориентирована на подобную аудиторию. К слову сказать, на четырех городских, тульских, и четырнадцати областных площадках фильмы шли с утра до вечера, залы были заполнены до отказа. В основной полнометражный конкурс попало 23 российских картины, отобранных из более, чем полусотни лент. К российским в этом году впервые присоединились и 8 иностранных комедий из Франции, Италии, Германии, Индии, и ближнего зарубежья. Таким образом, фестиваль, провозгласивший лозунг «Комедии всех стран, объединяйтесь!», взял новую высоту и вышел на международный уровень.
Главный приз конкурса достался фильму «Жили-были» режиссера Э.Парри – дебют продюсерского центра Федора Добронравова. Сам Федор Викторович получил «Премию за вклад в комедию».
- Мне очень близок юмор Василия Макаровича Шукшина, - рассказывает актер. – В сценарии Алексея Бородачева о вымирающей деревне в русской глубинке, где два одиноких старика начинают ухаживать за внезапно овдовевшей женщиной, я увидел именно такой материал - тонкий, смешной, с мягкой ироничной интонацией. Сегодня снимается много комедий, но, к сожалению, далеко не все из них - достоинством в юмор картин Гайдая или Рязанова. С распадом Советского Союза вообще изменилось качество юмора. Раньше шутили как-то … не спеша. И юмор был объемным. А сегодня шутят, торопясь. И телевидение преуспело в создании бесконечных передач с хохмами ниже пояса, на которых выросло поколение. Так что фестиваль «Улыбнись, Россия!» - редкий островок комедийного качества в этом океане.
За работу в этом же фильме «Жили-были» приз «За лучшую женскую роль» получила Ирина Розанова, сыгравшая неотразимую русскую бабу, из-за которой и разгорелся сыр-бор, а друзья-старики стали «бодаться» друг с другом.
- Мне так нравится моя роль, - говорит актриса. – Снимали мы в глухой деревне, родные нас потеряли на несколько месяцев - связи почти не было. Месили грязь ботинками вместе с ее жителями, спали, мылись, питались, как они. Но какие же удивительные русские люди встретились за это время - душевные, щедрые, открытые. Настоящие. Они стали нашими прототипами и первыми зрителями.
Вторую равноценную награду «За лучшую женскую роль» получила Олеся Судзиловская в совершенно иной по интонации – авантюрной комедии «Яна+Янко» Натальи Меркуловой. Героиня Судзиловской – наш достойный ответ американскому кинобестселлеру «Дьявол носит PRADA». Сорокалетней одинокой корпоративной стерве, по совместительству главному редактору гламурного журнала, волей случая приходится стать приемной матерью своенравному цыганенку. Это переворачивает ее жизнь с головы на ноги.
Вообще тема конфликта отцов и детей – тренд сезона. Преодоление позиции «чужой ребенок – ангел во плоти, а мой собственный – полный балбес» изящно обыграна в картине обладателя приза каннского фестиваля Т.Капитан «Детки напрокат», названного фестивалем «Лучшим семейный фильмом». Кинопресса отметила своей наградой фильм А.Карпиловского «Частное пионерское - 3», старые герои которого поставлены в новые, теперь уже подростковые предлагаемые обстоятельства. «Самой грустной, но самой мудрой комедией» назван «Карп отмороженный» В.Котта, отмеченный ранее призом зрительских симпатий 39-го Московского Международного кинофестиваля. Своеобразным поклоном ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!» стал фильм «Бабушка легкого поведения» режиссера М.Бальчюнаса - самая «веселая эксцентрическая комедия». А приз за успешный полнометражный дебют получила Л.Трофимова (фильм «МиШура»).
Что касается параллельного короткометражного конкурса, то тут лучшей названа точная, как укол зонтика, лента «Время жить, время умирать…» - дебют М.Полякова о том, как снимается кино.
- Заставить зрителя засмеяться всегда было непросто, - размышляет президент фестиваля Алла Сурикова. - Комедия – самый сложный жанр. Это мне еще во время учебы объяснял мой учитель Георгий Данелия. Заставить зрителя плакать легче. Не случайно в советские времена на создание комедии давали в несколько раз больше пленки, чем на картины других жанров. То, что смешно на площадке или в черновой сборке, при монтаже может стать не смешным. Чуть подрезали, пригладили – и все, выплеснули с водой ребенка. Когда мы в 90-е годы только начинали делать этот фестиваль, а в кино тогда ринулись все, кому не лень, то с трудом находили в конкурс хотя бы несколько фильмов, на которых зритель мог не то что засмеяться, а хотя бы улыбнуться. Сегодня количество претендентов возросло в десятки раз, что доказывает: жанр успешно развивается. Ребята в комедию пришли интересные, молодые – это совсем другое мышление, скорости, монтаж. Но появились новые проблемы: прервалась связь кинопроизводства с прокатом. Чтобы выйти на большой экран, надо либо обладать огромным бюджетом на рекламу, либо режиссер должен снимать «форматные» фильмы, где течет кровь и отлетает дух – то, что впечатляет сегодняшнего зрителя. Мне лично такое кино снимать не хочется, да и не можется.
В палитре социальных тем и интонационных комедий XVIII открытого кинофестиваля «Улыбнись, Россия!» читается стремление к творческому поиску и желание экспериментировать, но и сохраняется хороший вкус и здравый смысл. Символично, что фестиваль, достигший своего совершеннолетия (он проводился 18-й раз), порадовал и приличной международной программой.
В конкурсе зарубежного кино приз «За улыбку Востока» взял «Воздушный Сафар» из Таджикистана. Лучшей мужской ролью названа работа народного артиста Армении Микаэла Погосяна в картине «Спасибо, папа!». Самой остроумной зарубежной лентой оказался французский фильм «Безумные соседи». А вот награду «За лучший актерский ансамбль» взяла комедия «Белое вино из Бабудойу» итальянского режиссер Игоря Биддау.
- Мы счастливы, что нас пригласили в Тулу, - говорит Игорь Биддау. – Комедийных фестивалей в мире – единицы, это большая редкость, я лично знал два. Теперь знаю три. Я покорен этим кинофорумом, мы нашли новых друзей, уже думаем над комедийным проектом следующего года, чтобы снова приехать сюда, на родину Толстого. А разговоры об Эльдаре Рязанове и вечер его памяти подвиг нас посмотреть его картину «Необыкновенные приключения итальянцев в России», которую мы к своему стыду не видели, но которую теперь будем смотреть совсем новыми глазами.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!