Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Архитектор, спроектировавшая 19 станций московского метро: «На станции «Марксистская» мы делали люстры из оптического стекла для танков»

Город

Нина Алешина проработала главным архитектором института, спроектировавшего все станции московской подземки, 10 лет. И сейчас, в 87 лет, трудится в своем уголке одного из больших кабинетов Метрогипротранса – собирает документацию по станциям-памятникам и дописывает книгу об истории столичного метро.

Всего Нина Александровна спроектировала 19 станций – каждую десятую в московском метро, и похожих среди них нет. Начала работать в самый сложный хрущевский период борьбы с излишествами («Ленинский проспект», «Таганская»-радиальная, «Варшавская», «Рязанский проспект»), затем было относительно благополучное брежневское время, когда появились «Кузнецкий мост», «Марскистская», «Перово», «Медведково», «Октябрьское поле», «Щукинская». В 80-е годы открылись ее «Чертановская», «Менделеевская», «Севастопольская», «Серпуховская», «Улица Подбельского», а последней стала «Чкаловская» в 1995-м.

- Я с рождения жила на Каляевской улице (сейчас Долгоруковская – прим ред.), окончила музыкальную школу по классу фортепьяно. В последнем классе с подругой концерт Генделя на два рояля играли. Только собирались эвакуироваться, приехали на Курский вокзал. Там всех сгрудили в вагоны, должны были ехать то ли в Омск, то ли в Томск. А немцы стали прилетать в Москву словно по расписанию – в 18:00. Объявили тревогу, отец погрузил вещи обратно, и больше мы не рыпались…

- Один из самых распространенных штампов о московском метро – «самое красивое в мире»…

- После того, как в 1931-м издали указ о строительстве, сначала ездили изучать метро во всем мире, были приглашены солидные мастера. Когда решали вопрос, как делать первую линию – глубокое, мелкое заложение, был даже объявлен конкурс – и в Германии заказывали, и во Франции, но те не справились с нашей сложнейшей гидрогеологией.

Первая линия метро – это подвиг народа. Люди, измученные революцией, голодом, нищетой, и вдруг должны были создавать светлое будущее. Работали день и ночь в воде, теряли здоровье, погибали, но работали они с таким энтузиазмом… Теперь же пытаются говорить, что там трудились бомжи и зэки… Метро строят люди, одержимые своей профессией. То, что произошло с метростроем в 90-е, - это преступление. Они до сих пор очухаться не могут. Многие люди ушли, за это время кто-то умер…

- Вашим первым опытом была душкинская «Новослободская»…

- На нее я пришла как исполнитель. Был готовый проект, причем у Алексея Николаевича был соавтор Сашка Стрелков, который учился в институте на два года старше меня. Душкин у нас не работал, посещал только как консультант, а я строчила чертежи. Не было даже кульманов, - на доске, с рейкой, леской… Со мной вместе работал мой муж, делал вентиляционные решетки, светильники. Он сначала со мной архитектурный окончил, а затем и Суриковское.

- Как относитесь к тому, как реставрируют первые станции?

- Увидела«Новослободскую» и пришла в ужас. Звоню в охрану памятников главному инженеру, - что вы делаете! Зачем вы каким-то золотом покрываете жгуты из алюминиевого литья, а он мне говорит, что они из бетона. Я так возмущалась замене плитки на мрамор на «Охотном ряду»! Можно заменять, но не искажая масштаб станции. В последнее время посмотрю на окружающее безобразие, думаю – баба, успокойся, пускай делают как хотят…  А как вошли в «Маяковскую»… Разодрали брюхо и пустили там люминесцентный свет. Ну закажи две-три люстры такие же, как в боковых тоннелях!

- На «Серпуховской» вышла грустная история с оригинальным освещением…

- Это был первый световод, корпус сделали из толстой пленки, а ремонтники даже лестницы умудрялись к нему прислонять. Он просто развалился со временем.

Неприятная история произошла и с освещением на «Чкаловской» - в процессе строительства начался аврал перед пуском, не сделали герметизацию светильников, внутрь попадает грязь.

- Трудно добиться воплощения всех своих задумок под землей?

- Глядя в мои чертежи, начальник метростроя обычно говорил на совещаниях: «Если Алешина найдет, кто это будет делать, тогда мы будем делать». – А в «Крокодил» вашу реплику не надо поместить? - отвечаю ему.Поскольку я была страшный энтузиаст, сама находила заводы. Если от меня нет заказов, проходит лет пять, идешь по цехам, а рабочие с радостью узнают – им тоже осточертело делать стандартную продукцию.

В метрострое знали – если что-то сделают по-своему, я всё это разобью и уничтожу – никаких промежуточных вариантов!

На стройке бывала если не ежедневно, то через день обязательно. Иначе пристанет, - не отдерешь. Привела метрострой в такое состояние, они боялись меня как чумы: «Нет, она не согласует». Старались все выполнить, уже знали меня. Архитектор должен всё время с исполнителем сотрудничать.

- И всё-таки что-то приходится поправлять в процессе…

- На «Щукинской» шаг колонн был четыре метра, я думаю, что же из нее сделать, такой «сороконожки». Решила облицевать алюминиевыми панелями вишневого цвета. Звонит начальник Метростроя:

- Нина Александровна, умоляю, возьмите анодировку в золото! - думаю, с ума сойти – 150 метров в золоте. Делать нечего, еду принимать 15 тонн этих панелей. Приезжаю на завод, и вижу на гофре темные полоски – брак. Ага! Говорю - все, катаете по новой без полосок. Идем по цехам, заходим в тот, где анодируют в бронзу. Ванна пустая, оказывается, в этом месяце нет заказов. Я говорю – вот ты мне 15 тонн и перекатаешь в бронзу. Они мне сделали три образца. Отвезли на «Щукинскую». Ходим с начальником станции и гадаем – какую взять. Возьмешь светлую – наверняка появится разнотон, и стена будет пестрой, среднюю – тоже. Но когда уже темную бронзу возьму, этого не разглядишь. Все успели сделать.

- И часто приходилось всё менять в последний момент?

- Метрострой – это бешеный темп, ты сделал проект, он пошел на осуществление, и всё надо решить, пока не выйдет на самый высокий уровень, там-то уж разбираться не будут.

На станции «Марксистская» делали люстры. Сами придумали их в виде спирали, а вот стекло… Всю Москву объехала, на каких только заводах не была! Говорят – езжай на завод в Лыткарино. Туда войти – 12 кодов, чтобы проникнуть. Ходим с главным инженером – «Метелица» - не подходит, сиреневое с добавкой золота – тоже не то.

В конце концов, нашли подходящее, оказалось, это оптическое стекло для танков, но оно толстое, четыре сантиметра, - думаю, такую тяжесть моя люстра не выдержит, сократили до двух сантиметров. Потом думаю – оно такое прозрачное, что вообще никто не увидит. Попросила сделать художника сделать узор из металлической полоски. Когда стекло становилось вязкое, печатали на нем этот рисунок. Надо просверлить, - а стекло оптическое, только тронешь - развалится. Где-то ищешь, что-то придумываешь.

- С трудом изворачивались в 60-е?

- Главной задачей тогда стало удешевить строительство – все время шла бесконечная экономия материала. Но что значит удешевить? Ведь самое дорогое – это земельные работы и конструкция. Доля мрамора (а гранит еще дешевле) – это 0, 012 процента от стоимости всех земляных и конструктивных работ. Но это «лицо» станции, зачем же на нем эти доли процента экономить! Недавно наступили на те же грабли - попытались сделать легкое метро. Получилось оно безумно дорогим. Кто-то что-то захотел, кто-то рад стараться…

- Не хотелось в хрущевские времена «распрощаться» с проектированием метро?

- Поначалу собиралась уходить, но «наверху» пошли типовые пятиэтажки, а мы хоть и имели небольшую палитру – мрамор, гранит, плитку, но всё интереснее, чем там. Художников нам тоже в первое время «отрубили», но потом вернули. Даже когда создали «сороконожки» (эти станции так назвали по числу колонн – прим. ред), архитекторы стали быстро приспосабливаться. Если меняете балочную систему, например, делаете купола, на «ножки» уже никто не смотрит.

И вот мы наизобретали, всё построили, а газеты пишут: «Станции все одинаковые». Как же так?! Мы так старались, и на стенах плитки уникальные ставили, и колонны разного цвета и формы. Только когда стала делать «Домодедовскую», поняла, почему: человек входит на станцию, и его встречает 150-метровый ребристый потолок. А ведь это - основная тема станции, колонны, стены – всё вторично.

- Многие критикуют то, что на «Лубянке» почти не осталось ничего от первоначального конструктивистского замысла.

- Когда строились «Дзержинская» и «Чистые пруды», средний зал по геологическим условиям раскрыть не смогли. И архитектор Николай Ладовский пошел по одной из линий с определенным шагом, делая все из монолитного бетона, и шаг не совпадал с модулем тюбингов. Когда раскрывали центральный зал, нас умоляли сделать как можно меньше проходов, потому что разбивать монолитный бетон полтора метра толщиной – это колоссальный труд. Из-за этого пошел совершенно другой ритм.

Я оставила один участок со старым оформлением - в память о Ладовском. Когда я сейчас думаю об этом, могла бы на его ритме сделать меньше проходов, но это было бы сложнее. Конечно, пилоны на «Лубянке» немасштабно торчат, им там тесно…

- Вы против того, чтобы технология создания станции была видна пассажирам?

- Человек на станции находится в движении. Если он пришел гулять, он будет рассматривать всё, но он стремится в поезд. На каждой станции должна быть главная тема, чтобы пассажир их различал, а всё остальное вторично.

У нас был художник Милославов, делавший в свое время люстры для Кольцевой линии, он и взялся за светильники для «Кузнецкого моста». Как начал в него болты вколачивать! Я говорю: Юрий Константинович, вы что?! – Но это же мост, отвечает. В итоге я сама сделала так, что ни одного винта не видно.

Когда открыли, на станции поставили столики с тетрадками. У меня есть одна запись, считаю, что лучшей похвалы мне и не надо, ни одно звание, ни один орден не тянет на это. Там было написано: «Кузнецкий мост» так дивно прост». Душкин дал нам заповедь: «Надо делать так, как будто чего-то немного не хватает». Вот когда тебе хочется и то, и это, начинаешь что-то выдирать, вычищать… Он пришел меня поздравлять с «Кузнецким мостом», и я очень застеснялась, а он разозлился, что не оценила его душевный порыв. У него был ученик, который с ним преподавал в Архитектурном, он мне передал слова Душкина – «Ты не видел, как Нина-то сделала, это ИМЯ».

- Выбор облицовки – задача не из простых?

- Живопись и мозаика не подействуют на вас так, как природный камень. Когда уже швы не читаются, работает его структура, природный масштаб. Ребята-мраморщики собирали опытную арку для «Кузнецкого моста». Наживят, спустятся по лесам – посмотрят. Все камни – пронумерованы и подобраны по оттенкам. Когда начали облицовку, говорю главному мастеру – сначала применяй светлые белые плиты, остановись, а в середине – теплые, потом – серые, до конца не доходи. Он: «Я не буду по всей станции бегать! Я ему: «А ты не ори, сейчас так заору, всех святых вынесу, будешь делать, как я сказала».

Розово-красный мрамор на «Марксистской» – с Байкала. И там была – блоки метила. «Буровщина» бывает с зелеными вкраплениями, или или алая. Сама метила красные блоки, чтобы только их и посылали.

Белую эмаль для «Перово» привозили из Финляндии, покрытие такое, что через него ощущается структура металла, если попытаетесь содрать, даже монетой не процарапаете, а красная плитка на «Рязанском проспекте» - такой в производстве не было, ее специальной краской красили. На «Варшавской» я впервые применила английскую плитку. Там ею образуется рисунок, который всё время повторяется. А вот те, кто потом использовал эту же плитку, этой тонкости уже не знали. А камушек для колонн в вестибюле «Чкаловской» привезла из Греции – «неродрама»! «Пропилила» за ним через всю страну – почти до границы с Болгарией.

- Какой у вас любимый камень?

- Камень – это вообще нечто, он любой любимый. А по гороскопу у меня – изумруд.

- Но изумрудом-то станцию не облицуешь…

- Его и на себя особо не наденешь (смеется).

 

Московскому метро — 77 лет

15 мая 1935 года — открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до станции «Смоленская».

Дата не круглая. Но дело не в ней, а в том, что мы все просто не представляем нашей сумасшедшей жизни без метро. Мы поздравляем всех метростроевцев. И каждого из нас. Кто входит в стеклянные двери в 05.30. И выходит из них после 24.00.

Потому что метро объединяет всех нас. С праздником, двери закрываются!

 

Комфортность по-советски

До 1975 года по Калининской ветке бегали вагоны старого образца — голубого цвета. Народ терпеливо ждал на платформе обязательно их. Предметом такого обожания являлись замечательные пружинные диваны. Они радовали объемностью и мягкостью.

 

Откуда взялась Кольцевая

Есть байка среди метростроевцев, что Иосиф Сталин, выслушав план развития метро (без Кольцевой), неожиданно поставил кофейную чашку на схему, оставив на ней пятно, окружавшее центр Москвы, и сказал: «Вот ваш главный недостаток, его и постройте».

Наверное, поэтому Кольцевая линия обозначается на схемах коричневым цветом. Кстати, в вестибюле станции «Курская» можно увидеть надпись «Нас вырастил Сталин на верность народу...»

 

ФАКТ

Раньше в вагонах метро были лампочки c левой резьбой. Их специально изготавливал по заказу метрополитена Саранский электроламповый завод. Потому что «правильные» лампочки люди выкручивали для личных нужд. Это не составляло труда — плафон был открытым.

 

ЦИФРА

185 станций у Московского метрополитена на сегодняшний день. Но многие жители столичных окраин с нетерпением ждут появления яркой буквы «М».

 

Визитная карточка мастера подземных чертогов

АЛЕКСЕЙ ДУШКИН

ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР МЕТРОПРОЕКТА И МЕТРОСТРОЯ (1941-1943)

— Мое архитектурное кредо — «Кропоткинская». При создании проекта я обратился к анналам египетской подземной архитектуры. Верх колонн, освещенный масляными плашками в подземных лабиринтах, взят за основу конструктивного решения. Оно отражает ту функциональную реальность, которой должно отвечать.

 

Читайте также:

Два топора: путь метро от М к Ж

Модернизация: взгляд на подземку ближайшего будущего

На какой глубине я нахожусь

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.