Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Катастрофа стала торжеством

Общество
Девяносто лет назад, 13 февраля 1934 года, началась героическая эпопея, за которой следил весь мир.

В Чукотском море затонул, раздавленный льдами, советский пароход «Челюскин». Среди торосов остались 104 человека, включая десять женщин и двоих детей. Брезентовые палатки не спасали от тридцатиградусных морозов. До ближайшего жилья, чукотского стойбища Ванкарем, было порядка 150 километров.

Этого, конечно, не должно было случиться. Но «Челюскин», хоть и имел усиленный корпус по сравнению с другими грузопассажирскими судами, изначально не годился для такого плавания. Однако в начале 1930-х годов невозможное часто казалось вполне реальным. На карте появлялись Уралмаш и ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске и Новокузнецке, тракторные — в Челябинске и Сталинграде. Трудовой энтузиазм зашкаливал.

Легендарный полярник Отто Шмидт не понаслышке знал, сколь сурова бывает Арктика. И все же пообещал пройти за одну короткую летнюю навигацию весь Северный морской путь, от Мурманска до Владивостока. Показать, как доставлять грузы на Дальний Восток.

Уверенные в успехе участники экспедиции взяли в рискованное путешествие жен. Одна из них оказалась беременной и родила, пока «Челюскин» боролся со льдами в Карском море (девочку предсказуемо назвали Кариной).

Катастрофа стала торжеством Фото: Unsplash

Уже там образовались деформации корпуса и течь. В Восточно-Сибирском море течь усилилась, появились новые вмятины. А вскоре «Челюскин » вмерз в лед. Поначалу дрейф шел в направлении Берингова пролива. До чистой воды оставалось немного, и от помощи ледокола решили отказаться. Но вскоре льды понесли пароход обратно в Чукотское море.

К счастью, эвакуация с тонущего судна прошла быстро и организованно. За несколько дней построили барак и пекарню. Начали готовить взлетно-посадочную полосу для самолетов полярной авиации, продолжали вести научную работу. Надо отдать должное Отто Шмидту: он поддерживал в людях веру в то, что их обязательно спасут.

Летчик Ляпидевский нашел терпящих бедствие лишь с 29-й попытки и эвакуировал женщин и детей. Мужчины ждали своей очереди еще месяц. 13 апреля на большую землю вывезли последнюю партию челюскинцев.

Так бывает: приведшая к катастрофе авантюра обернулась всенародным торжеством. Отто Шмидт должен был влипнуть в историю — а вошел в нее с парадного входа, осыпанный цветами и почестями. Спасение челюскинцев стало одним из символов эпохи и укрепило авторитет молодого советского государства. А еще стало очевидно, что для прохождения Севморпути одного энтузиазма мало, нужны ледоколы. В конце концов, неудача эксперимента — тоже результат.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.