Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Короткий век Юрия Олеши

Развлечения
Михаил Полиев
Михаил Полиев / Фото: Игорь Ивандиков
Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое. Эту фразу еще в прошлом веке написал Евгений Замятин, автор романа-антиутопии «Мы». В литераторов современности мы не можем бросаться такими словами, ведь произведения и сами писатели выдерживают проверку исключительно временем, когда сквозь многие годы их имена по-прежнему звучат в полную силу.

А вот за будущее той плеяды прозаиков и поэтов Замятин опасался зря. Бриллианты советской литературы проверку прошли с характерным для драгоценностей блеском. Горький, Катаев, неразлучные Ильф и Петров, Булгаков — волшебники слова, среди них было легко затеряться, только талант той же пробы мог стать с ними в один ряд. Юрию Карловичу Олеше, которому 3 марта исполнилось бы 118 лет, это удалось.

Помню, как в детстве читал и не раз перечитывал его «Трех толстяков». Что мне было за дело до аллегории этого произведения – революции 1917 года, от жара которой люди тех лет еще не остыли. Это сейчас в толстяках видишь намек на «угнетателей-капиталистов», а тогда они были злом и притесняли добро. На фоне остальных эта сказка выделялась не сюжетом, но стилем, в котором чувствовалась рука мастера, способного увлечь ветреную натуру неусидчивого ребенка.

По-настоящему талант Олеши раскрылся в романе «Зависть», который был прочитан мной много позже. Юрий Карлович любит слово. Он играет со словом. Он дает слову свободу, чтобы оно сверкало всеми красками, погружая читателя в бездонные сюжетные и смысловые глубины произведения. Истинный талант, он не боялся сочетать даже несовместимые формы — никто, кроме него, не писал, например, поэтические фельетоны. Он делал это блестяще.

Однако гармония с миром двадцатых годов, когда вышли в свет самые громкие творения литератора, разрушилась уже в следующем десятилетии. Олеша почти перестал писать. Просто не мог. Или не хотел. В данном случае неважно. Его натура «с возвышенными представлениями, намерениями и помыслами» в соцреализме места себе не нашла.

Потом началась, отгремела и осталась историей Великая Отечественная война. Олеша вернулся из эвакуации в Москву. Он все так же не писал, зато часто сидел в ресторане «Националя». Задумчивый и даже потерянный, с неизменным стаканом коньяка в руке. В мае 1960 года Олеша скончался.

… Юрий Карлович лежал на подоконнике своего номера в гостинице. По улице шел старый еврей, торгующий газетами.

– Эй, газеты! – закричал Олеша со второго этажа.

Еврей поднял голову и спросил:

– Это откуда вы высовываетесь?

– Старик! – сказал Олеша, – я высовываюсь из вечности.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.