Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

«Я всегда автор своей работы»: Евгений Стеблов отмечает 77-летие

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Я всегда автор своей работы»: Евгений Стеблов отмечает 77-летие
Фото: Артур Новосильцев / АГН Москва

Евгений Стеблов 8 декабря отмечает 77-летие. Накануне дня рождения он дал интервью «Вечерней Москве», в котором рассказал, с чего началось его увлечение театром.

В премьерном спектакле Театра Моссовета «Соло для часов с боем» народный артист Евгений Стеблов исполнил роль гостеприимного хозяина Франтишека Абеля.

— Евгений Юрьевич, герои спектакля вспоминают свои молодые годы. Как по-вашему, внутренний возраст важнее того, что указан в паспорте? На сколько лет себя ощущаете?

— Думаю, да. Психологически чувствую себя лет на 50, а физически — постарше. У меня уже было две закрытые операции на сердце, да и другие проблемы со здоровьем есть. Вообще, я никогда не испытывал восторга от избытка сил, хотя мне очень нравятся люди, знакомые с этим чувством, но сам я не из их числа. Правда, лямку свою я всегда тяну, ни разу не было такого, чтобы свой воз не довез до цели.

— Вспомните роли, где вы играли персонажа старше?

— В Театре Армии, когда мне было около 21, на их огромной сцене я играл главную роль с тремя возрастными трансформациями — от 19 лет до 48. Но главная сложность там не внешняя, а внутренняя. Мне грех жаловаться на судьбу, я всегда играл ведущие роли, но, честно говоря, не испытывал от этого подлинной радости. Помню бесконечную усталость, когда ощущаешь себя лошадью на бегах, на которую делают ставки, повышают их, а ты выдыхаешься. Уже в 25 лет я заработал нервное истощение, потому что парень я не спортивный, а нагрузки были очень большие, особенно в театре. Я тогда работал с режиссером Леонидом Ефимовичем Хейфецом, а он все время стимулировал истерики на сцене. Обо мне даже писали в прессе, что я «создал новое амплуа советского неврастеника». Честно говоря, я делать это могу, но через силу, — никогда мне это не нравилось.

— Что позволяло компенсировать разрыв в опыте между вами и героем значительно старше?

— В силу того, что я с молодых ногтей занимаюсь театром и кино, так случалось, что я многое сначала сыграл на сцене или на экране, а потом пережил в жизни. Играл чисто интуитивно. Недавно по телевизору повторяли «До свидания, мальчики!» (художественный фильм 1964 года, снятый режиссером Михаилом Каликом по одноименной повести Бориса Балтера. — «ВМ»), и жена моего друга, которая впервые увидела фильм, позвонила мне и спрашивает: «Жень, тебе сколько лет тогда было?» Я отвечаю: «Примерно 18–19». Она говорит: «Ты же еще совершенно неопытным человеком был, как ты мог так тонко сыграть?» Я признался: «Честно, я смотрел на гайку под штативом». Дело в том, что режиссер Михаил Наумович Калик много снимал на крупных планах.

— Помните свои первые шаги в кино? Были опасения и неуверенность?

Сомнения у меня всегда были, есть и, наверное, будут. Вообще, у меня всегда был комплекс неполноценности, хотя никаких внешних предпосылок для этого не было. Я порой думаю: «И чего я в себя так не верил?» Мне даже внешность не нравилась моя. Ведь сам себя воспринимаешь иначе, чем люди со стороны. Когда я впервые увидел себя на экране на пробах к фильму «Я шагаю по Москве» (1963), то буквально впал в транс. Все были довольны, радовались, Георгий Николаевич Данелия меня хвалил. А я видел на экране какого-то сумасшедшего человека и не понимал, что в этом хорошего.

Конечно, я хотел сниматься в кино. Мой папа в 1949 году сам сделал телевизор, и мне открылся мир советского и мирового кинематографа, я был им заражен. Когда попал в молодежную студию при Театре Станиславского, там некоторые ребята-студийцы уже снимались, но мне никто никогда ничего не предлагал. Конечно, мечты у меня были. И в моей жизни всегда так: я о чем-то мечтаю, а потом оно вдруг реализуется неожиданным образом.

— С Никитой Михалковым вы познакомились в студии при Театре Станиславского, верно?

— Да. Никита — человек мощной натуры. Мы с ним сошлись не сразу. У нас еще одна совместная работа есть, в военной картине «Перекличка» 1965 года Даниила Храбровицкого, где мы играли танковый экипаж. В той киноэкспедиции и началась наша дружба.

Никита — очень творческий человек. А я к тому времени уже писал какие-то рассказы, да и мои школьные сочинения педагоги читали в учительской, в основном какие-то забавные опыты. И когда я показал это Никите, он стал мне внушать, что я талантливый писатель, что мне нужно писать. Но я ленивый, а он трудолюбивый. Он меня подбадривал, стимулировал, и вышло так, что первый свой фильм, еще в рамках учебного процесса ВГИКа, свою курсовую работу, Никита снял по моему сценарию, а я поработал с ним как автор. Так что писать я люблю, но чтобы стать профессиональным писателем, надо быть графоманом, в хорошем смысле этого слова, а у меня этого нет.

Позже я узнал, что наши с Никитой семьи были очень давно знакомы. В Рыбинском краеведческом музее мне показали фотографию, где запечатлен визит Великого князя в Ярославль, а рядом с ним двое — мой прадед, действительный статский советник, директор двух гимназий Павел Павлович Стеблов, и двоюродный дед Никиты Сергей Владимирович Михалков, предводитель дворянства города Рыбинска.

— Если обратиться к дням вашей юности, какие воспоминания особенно ценны? Есть что-то вроде «индийского чая», по которому ностальгируют герои из «Соло для часов с боем»?

— Воспоминания из моей юности не связаны с чем-то материальным. Моя малая Родина, где прошло все мое детство, — двор напротив Рижского вокзала. С одной стороны, я рос под гудки паровозов, с другой — под колокольный звон, потому что рядом находился храм.

Так эти два начала и звучали во мне, может, тогда еще бессознательно, потому что семья у нас была советская и открытой религиозности не было. Хотя моя бабушка окончила духовную гимназию, она была скорее легкомысленной атеисткой. Большое влияние на меня оказал дедушка, который был старше бабушки на 25 лет.

Кроме того, с детства я увлекался кукольным театром. Родители мне помогали, поддерживали, хотя у них было не так много времени. Папа у меня был радиоинженером в научно-исследовательском институте, а мама была педагогом, директором школы, позже заведовала аспирантурой.

«Я всегда автор своей работы»: Евгений Стеблов отмечает 77-летие Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

— Расскажите подробнее про этот кукольный театр.

— Папа сделал мне первую складную ширму, с которой я выступал, когда уже был школьником. А кукол я делал сам, занимался ими очень серьезно, один, ни в каких кружках не участвовал. Потом привлек одноклассника, тот некоторое время мне помогал, но решил пойти по другой линии, не по театральному направлению.

А я в шестом или седьмом классе, точно не помню, написал письмо Сергею Владимировичу Образцову, и из его театра мне ответили. Меня пригласили и прикрепили ко мне заслуженную актрису Екатерину Васильевну Успенскую, которая меня курировала. Я делал какие-то номера, приезжал в театр, ей показывал. Вообще, первое в моей жизни закулисье было в Театре Образцова.

— Что вам нравилось больше — делать кукол или выступать?

— Пожалуй, все вместе. Я был практически руководителем своего собственного театра. Инсценировал басни, делал номера. Причем работал не только с перчаточными куклами бибабо, а освоил практически все виды, не работал только с марионетками. У меня была и тростевая кукла Цыганка. Все делал сам.

У нас в квартире жила пожилая пара — Екатерина Васильевна и Филипп Васильевич Абакумовы. И тетя Катя была фактически моей Ариной Родионовной. У них не было своих детей, она меня очень любила, обшивала всех моих кукол.

Я у них часто бывал. Кстати, они дожили до того времени, когда я стал работать в кино, и видели меня на экране. Помню, как я вернулся из первой своей киноэкспедиции, открыл дверь, а там длинный коридор, по которому бежит мне навстречу тетя Катя, маленькая такая, прижалась к моему животу...

— Расскажите, пожалуйста, про вашу семью.

— Мою первую супругу, Таню, мне Бог послал. Мы с ней душа в душу прожили 38 лет. Родили сына, который потом стал монахом. До нее у меня были контакты с женщинами, но я никого не любил, даже не знал, каково это — испытывать любовь, а не просто близость. Хотя всем, с кем жизнь меня сводила, я благодарен. Потому что сегодня я понимаю, что женщины в чем-то глубже и выше, снисходительнее нас, мужчин.

За полтора месяца до ухода из жизни мне моя Таня сказала: «Ты женись». Она понимала, что уйдет. Мы знали об этом, у нее было больное сердце, и когда ей делали серьезную операцию, хирург, который ее спас, давал 15 лет, а она прожила 18. Бегать от одной партнерши к другой — несерьезное дело, особенно с возрастом. Вот я и сделал, как она сказала, женился. Поэтому сейчас я во втором браке. Люба — мое утешение.

— Вы преподаете и играете, ставите спектакли, пишете книги. Кем прежде всего считаете себя сами?

— Знаете, бывает так, что когда я начинаю работать над новой пьесой, на мои предложения сначала не обращают внимания, но спустя время сами приходят к тому, о чем я говорил. При том что я для этого ничего не делаю.

Однажды даже было так, что меня пригласили в качестве исполнителя главной роли, но в процессе репетиций режиссер понял, что артисты пошли за мной, что им интереснее то, что предлагал я. Он решил, что ему делать нечего, и ушел. В итоге спектакль я выпустил как режиссер и исполнитель главной роли. Хотя ставить и играть одновременно очень сложно.

Так вот, когда я вспомнил все свои ипостаси и стал думать, кем являюсь на самом деле, то пришел к выводу, что, чем бы я ни занимался, пишу ли, играю ли, я всегда автор своей работы.

ДОСЬЕ

Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Народный артист России. Лауреат Государственной премии России. Окончил ВТУ имени Щукина в 1966 году. Сейчас служит в Театре Моссовета, где играет в спектаклях «Соло для часов с боем» и «Не все коту масленица». В его фильмографии свыше 80 ролей, в том числе в фильмах «Я шагаю по Москве», «До свидания, мальчики», «По семейным обстоятельствам», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Урок литературы», «День выборов», «Сибирский цирюльник» и других.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.