Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

В «Театре Моссовета» состоялась премьера пьесы Алексея Арбузова «Старомодная комедия»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
В «Театре Моссовета» состоялась премьера пьесы Алексея Арбузова «Старомодная комедия»
Фото: РИА Новости

В «Театре Моссовета» прошла премьера пьесы Алексея Арбузова «Старомодная комедия». Наверное, не случайно на московской сцене сейчас практически одновременно появляется несколько постановок этой знаменитой и когда-то очень востребованной пьесы Алексея Арбузова. Причин для реанимации этой пронзительной послевоенной истории, конечно, у каждого режиссера найдутся свои. Но общее просматривается: каким-то чудом 50-е годы прошлого века рифмуются с двадцатыми века нынешнего, хотя уже не в СССР, но все еще в России. А вот герои уже другие, хотя пьеса все та же. Скажем, дуэт Железняк и Бочкин в «Ленкоме» совсем не похож на экранную пару Сухаревская — Тенин или Фрейндлих — Владимиров. Все другое. Мир изменился. А вот женская суть? Или мужская? Вопрос.

И «Театр Моссовета» сегодня предлагает нам свою версию этой пронзительной драмы-комедии, пропитанной скорбью и военным дымом. Для постановки сюда позвали главного режиссера театра «Человек», заслуженного артиста РФ Владимира Скворцова. В свою очередь он пригласил сцепиться в любовной «старомодной» схватке заслуженных артистов РФ Ирину Климову и Владимира Майзингера из Театра им. Пушкина. И назвал это завораживающее действо «мистической комедией-притчей».

Мы, конечно, понимаем, что перед нами очередная попытка переосмысления классической советской пьесы о встрече двух пожилых одиноких людей, отчаянно пробивающихся к сердцам друг друга. Но эта попытка не стала пыткой для зрителей. Возможно потому, что, хотя герои и говорят прозой, но спектакль оказался весьма лиричен и поэтичен. И это не случайно.

— Сам театр — это поэзия, — считает Владимир Скворцов. — Даже в самых моих жестких по форме постановках она присутствует. Я всегда ищу эту легкость. Но вместе с тем — и юмор.

Поэтому спектакль получился, как ни странно, веселый и даже игривый. Дуэт Климовой и Майзингера иногда напоминает клоунский номер, в котором каждый состязается в остроумии, отбивая легко реплики визави. А при этом в Лидии Васильевне Климовой ощущается и какой-то столичный лоск, умение держать спину, порода московской аристократки, которую не вытравить даже страшной утратой. И тема цирка, в котором она работает по сюжету, здесь как нельзя кстати... Всплывает по ассоциации в памяти вдруг хрупкая Джульетта Мазина, отчаянно ищущая любовь там, где ее нет.

Ну а Родион Николаевич Майзингера — это тип питерского интеллигента, наглухо закрывшегося в своей скорбной скорлупе от жизни... Как тот самый Кай с замороженным сердцем. Но чудо происходит на наших глазах: Лидия Васильевна тонко и элегантно провоцирует его вспомнить свою мужскую суть и вернуться к радости жизни.

А то, что радость рядом, как нельзя лучше показывает нам лихая компания юных оторв (Юлия Бурова, Руслан Исмагилов, Ваня Пищулин), которым в кайф все: и бегать, и целоваться, и плавать, и танцевать летку-енку... Лихая молодежь родом из нашего века как бы контрастирует с минором главных героев и невольно цинично его усиливает, наряжаясь в зловещие привидения под девизом Memento mori. Появление фигуры в красном балахоне, правда, без косы, вносит трагическую нотку конечности бытия в эту любовную игру-приключение. Но новость: смерти нет — она вдруг оказывается шуткой, просто жизнью и даже весьма позитивной... Таким весьма философским выводом заканчивает режиссер свой оригинальный опыт сближения двух одиночеств.

Тем не менее Скворцов убежденно считает:

— Алексей Арбузов — автор, почти не поддающийся трактовкам. Тексты его «самоигральные», отчасти и потому, что, по сути, находятся «вне времени», а тема одиночества как наложенного на себя уже привычного бремени и попытки выхода из этой «зоны комфорта» актуальна во все времена. Герои нашего спектакля находятся по ту сторону от своего абсолютного счастья, которого они лишились в одну секунду, а вот смогут ли они преодолеть за несколько дней долгий путь друг к другу — это самый интересный вопрос…

— «Старомодная комедия» Арбузова кажется одновременно и архаичной, и абсолютно современной, — добавляет Скворцов. — Ибо темы, возникающие в ней, приобретают сегодня пугающе злободневное звучание.

Хотя, если быть честным, некоторые реплики (из разговора на кладбище, например) явно тут из советской эпохи и кажутся достаточно железобетонно-прямолинейными. Но режиссер не стал их убирать. И это позиция, концепт. Мол, прошлому — любому — надо быть благодарным. Потому что без него не было бы и вас, намекают авторы...

Добавим, что художник-постановщик — народный художник РФ Мария Рыбасова — вполне приняла такую точку зрения. Она отказалась почти от всех атрибутов времени и быта 50-х годов, тем более что действие происходит в тогда еще «нашей» Прибалтике. Аскетизм здесь, похоже, концептуален. Перед нами в глубине «Сцены под крышей» — помост-причал, с которого герои пикируют в воду... Плюс белая дверь в санаторий, где происходит действие. А вся мебель — это красный венский стул, с которым гармонируют красный чемодан, алая шляпка героини и ее сумочка... Плюс пляжная спасательная вышка на колесиках, на которой, как на троне, регулярно оказываются героини...

А вот художник по костюмам, заслуженный художник РФ Виктория Севрюкова не пошла по аскетической дорожке. Она одела Лидию Васильевну очень стильно и для 50-х годов прошлого века, и для сегодняшнего дня. Яркие кардиганы, воздушное макси, бело-красно-черное вечернее платье — все просто кричит о душевном надломе героини и одновременно о ее желании жить. Найти себя (и желательно, кого-то еще) в этой окаянной реальности... Старомодное женское желание, но всегда модное, актуальное...

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.