Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

За пятерку пять рублей: как повысить мотивацию школьника к учебе

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
За пятерку пять рублей: как повысить мотивацию школьника к учебе
Фото: Unsplash

Деньги в качестве мотивации ребенка к учебе чаще используют отцы, нежели мамы, предпочитающие иные способы поощрения, например, устную похвалу. К такому выводу по результату недавнего опроса пришли аналитики сервиса по поиску работы Suрerjob.

Мечта родителей — ребенок, который хорошо учится и охотно помогает по хозяйству. Но попробуй уговори чадо сесть за уроки, убрать в комнате, если ему неинтересно или попросту лень. Вот тогда в дело и вступают всевозможные варианты мотивации — от кнута, как говорится, до пряника. На горох двоечника и лоботряса, ясное дело, уже никто не ставит. Но захваливать чадо вроде бы тоже не очень педагогично. Кто и когда решил, что повышать успеваемость и прилежность «лучше деньгами», сейчас вряд ли кто вспомнит. Но метод, подогреваемый пропагандой денежных отношений, пошел в народ, обретя популярность в качестве современного подхода к воспитанию.

Пятерки по таксе

По словам кандидата психологических наук Люции Сулеймановой, в педагогике тема денежного поощрения детей пережила несколько взаимоисключающих подходов.

— Считалось, что «деньги портят ребенка», потом заговорили о необходимости карманных средств, — говорит она. — Далее пришло веяние, что детей нужно сызмальства приучать зарабатывать, но при этом контролировать все его траты и требовать чеки за каждый чих. Сегодня, пожалуй, наступило время золотой середины. Вариантов мотивации много, и если нащупать верный, его можно использовать с максимальной пользой для ребенка.

Соблазн пойти по самому простому пути товарно-денежных отношений велик. Да и важность финансовой грамотности в наше время активно пропагандируется.

Как выяснили аналитики, 67 процентов родителей подкрепляют похвалу всевозможными материальными поощрениями. Чаще всего школьников мотивируют покупкой того, о чем просит сам ребенок. Среди других вариантов — подарки, сладости, «добро» поиграть на компьютере или посмотреть кино подольше. 12 процентов родителей, чтобы стимулировать детей хорошо учиться и помогать близким, используют денежную мотивацию, придумывая разные схемы.

В свое время мама одноклассницы моего сына Татьяна для своей дочери расписала целый «прейскурант»: пятерка по математике стоила в нем дороже всего, целых 500 рублей. А вот хорошая оценка по литературе — всего 200. Поинтересовалась у нее, по какому принципу «ценник» формируется. Ответ огорошил: дочка в технический вуз будет поступать, поэтому одни предметы в приоритете, другие — нет.

Помощь по хозяйству, как и успехи по «никчемным», по мнению мамы, предметам, например физкультуре, не оплачивались совсем: нечего, мол, на это время тратить.

Подход показался странным, но на идею мотивировать рублем я, признаться, повелась. Пару дней метод реально работал. Мои сыновья устроили между собой соревнование и старались угодить во всем.

Таксу я не устанавливала, решив действовать, как на распродаже: все по 100 рублей! Через неделю поняла, что это накладно и неэффективно: мальчики на «отлично» прыгали через «козла» , учили легкий стишок, списывали у прилежных учеников домашнее задание и в конце недели выставляли мне счет. До штрафов за двойки я не додумалась. А решив «поднять ставку» за хотя бы четверку по алгебре, наткнулась на ленивый зевок старшего сына: «Да ну-у, — недовольно протянул он. — Мне пока деньги не нужны». Тут-то я и поняла, что потерпела фиаско.

Заглянув недавно на один из родительских форумов, поняла, что тема по-прежнему актуальна. «У меня дочка только за деньги читать научилась, велосипед себе купила, — пишет папа пятиклассницы Олег П. — Мне в детстве тоже родители деньги давали за учебу. Не вижу в этом ничего плохого, мы живем в эпоху рыночных отношений». Однако согласны с этой точкой зрения не все: «На старости лет у дочурки стакан воды попросишь — такса пять тысяч будет», — отвечает ему некая Ольга. Словом, нащупать золотую середину участникам спора так и не удалось.

А тема «дети и деньги» продолжает лидировать на всевозможных дискуссионных площадках сети.

Кнут и пряник

Кто же все-таки прав? С одной стороны, очевидно, что с детства полезно осваивать финансовую грамотность. По мнению директора департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анны Романенко, ребенок должен понимать, что деньги зарабатываются в ответ на полезное действие. «Именно для того, чтобы наглядно объяснить, как копить, распределять и тратить средства, стоит вводить денежную мотивацию», — говорит она.

Но если есть система поощрений, значит, по логике, должны быть и наказания. Многие родители такой подход, судя по результатам опросов, тоже практикуют.

За хорошие оценки деньги дают, за плохие — отнимают. Психолог Марина Гончар-Ракитская не считает такую правильной: « Сколько тогда платим маме за приготовленный ужин? А папе за прибитую полку? Так возникает модель товарно-денежных отношений в семье, словно дается право ничего не делать без оплаты», — говорит она.

Действительно, кто при таком подходе останется в выигрыше и кто кому в итоге будет должен, не совсем понятно. Да и вопрос, могут ли быть между детьми и родителями торговые отношения, остается открытым.

— Учеба — это работа, а хорошую работу принято поощрять, — высказывает свою точку зрения учитель высшей категории Евгения Заевская. — Но не за каждую оценку, а по результатам триместра и года. И поставить условие, что часть денег нужно складывать в копилку. Такая мотивация хороша, но не стоит забывать, что нужен еще и «кнут». Если, допустим, школьник в конце недели принес домой только хорошие и отличные оценки, он получает какую-то сумму. Надо, чтобы сумма разнилась: если все оценки пятерки, то ребенок получает 1000 рублей, а если среди оценок есть четверки, то сумма должна быть в районе 600 рублей. А если есть хотя бы одна тройка — то уже 200 рублей. Мне такую систему оплаты оценок за четверть ввел дедушка. Это не дало мне больше мотивации к учебе, но дало понимание, что, если поднапрячься, можно получить чуть больше на свои хотелки.

Однако директор школы английского языка Антон Соколов с такой точкой зрения категорически не согласен:

— Единственный плюс денежной мотивации в том, что она реально стимулирует ребенка к более внимательному отношению к учебе, — говорит он. — Но денежная мотивация имеет гораздо большие минусов.

Она создает неправильное представление у детей о ценности образования. И вместо того, чтобы учиться ради саморазвития, стремления к знаниям и пониманию мира, ребенок может начать ценить только материальные блага. А достижение успехов — это процесс, требующий самостоятельности и внутренней мотивации. Кроме того, может появиться зависимость от материальных поощрений.

Нет денег или подарка — не буду учиться. Когда дети игнорируют свои обязанности, нужно применять наказания, основанные на поучительности, а не на физической или эмоциональной агрессии. Например, ограничить доступ к любимому развлечению.

Впрочем, как показывает опыт успешных людей, деньги вполне способны перевоспитать или по крайней мере приучить к дисциплине. Президент Группы компаний, член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике РФ Егор Иванков вспоминает, что в школе он часто получал двойки за плохое поведение, вступая в словесную перепалку с преподавателями. Его отец, обсудив проблему с педагогами, нашел выход в материальном стимулировании.

— Разобравшись в глубине проблемы и зная мой характер, было предложено решение: за пятерку мне платили 5 рублей, за четверку — 4 рубля, а за двойку я отдавал 10 рублей, — рассказывает Егор Иванков. — По итогу свою тягу к отстаиванию позиции я не оставил, а финансовая мотивация научила меня это делать дипломатичнее.

При этом Егор Иванков признает, что «всегда есть нюансы и поиск баланса между здравым смыслом и экономической целесообразностью». А по мнению психолога, члена Профессиональной психотерапевтической лиги Ирины Марьевич, неадекватные излишества и слишком жесткие запреты одинаково вредны.

«Мотивировать детей к обучению лучше всего через любопытство, интерес и их собственное желание — эти естественные потребности любого ребенка являются движущими силами развития», — считает она.

Тонкости мотивации

Конечно, система поощрений в каждой семье вырабатывается по-разному. А отношение к материальным ценностям в нашем обществе неоднозначно. Но если десять лет назад в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения каждый четвертый гражданин страны главным инструментом для достижения успеха назвал деньги, то сегодня это мнение теряет позиции. Так, в недавнем опросе одного из банков, главной жизненной ценностью россияне назвали любовь и заботу о детях, существенно потеснив деньги в рейтинге.

По мнению философа, члена Союза писателей, амбассадора национального проекта поддержки предпринимательства «Мой бизнес» Елены Преображенской, взрослым важно определиться, к чему мы мотивируем детей, чего на самом деле хотим добиться в результате воспитания.

— Порой нам кажется, что деньги являются самым простым и действенным способом стимулировать ребенка учиться, — говорит она. — В такой стимуляции нет ничего однозначно положительного или негативного, все зависит от намерений родителей. Это вопрос их жизненной парадигмы, взглядов на мир, их собственное понимание и объяснение происходящего вокруг. Если обобщить, то таких намерений может быть два: стремление к безопасности или вера в чудо.

По мнению эксперта, если мы сами стремимся к безопасности, то и детей настраиваем на выживание. «В этой жизненной парадигме принято мотивировать ребенка деньгами, так как в итоге он заинтересуется возможностями, которые они дают. И в будущем это гарантирует ребенку крышу над головой и кусок хлеба», — считает эксперт.

Но если мы верим в чудо и ориентированы на него, то деньги воспринимаются нами как средство.

— Согласно такой парадигме, важен не результат, а сам процесс, поиск смысла, источника вдохновения, — объясняет Елена Преображенская. — Результат — это следствие нашего образа жизни, но не самоцель. В таком случае ребенка не мотивируют деньгами, а вдохновляют. Как говорится, время, затраченное на поиски вдохновения, — прелюдия шедевра. И тогда ребенку объясняют, зачем ему нужно обучение, воодушевляют его не выживать, а жить качественно. Окрыленный этим, ребенок узнает себя, свои настоящие таланты и свою уникальность.

Эксперт напоминает, что ребенок, мотивированный только на результат, стремится всегда получить «хорошо», но если у него что-то не получается, он испытывает стресс не только из-за плохой отметки, но и из-за потери денег. У таких детей часто бывают проблемы со здоровьем, они страдают от бессонницы, плохо спят.

К тому же дети, занимающиеся обучением с целью получения денег, не знают о своих истинных талантах, а ребенок, который не мотивирован финансово, может точно определить, чем ему действительно нравится заниматься и какие предметы он хочет изучать. Директор школы Антон Соколов уверен: самое главное — показать детям своим примером интерес к знаниям и любовь к новому. «Расскажите, как и какие знания меняли человечество и, наоборот, к чему приводит, например, незнание законов физики. Стимулируйте любознательность, поощряйте творческое мышление, признавайте усилия и замечайте усидчивость», — советует он. Психолог Люция Сулейманова эффективным секретным ингредиентом системы поощрений называет доверие: «С детьми всегда работает важная стратегия: родительский честный пример.

Дети смотрят, видят и подражают. Хотите, чтобы ребенок читал? Читайте сами». В конце концов, все папы и мамы хотят, чтобы его чадо было лучше, успешнее и счастливее. А в жизни далеко не все можно купить и измерить деньгами. И для ребенка родительская поддержка, вера в него, как в чудо, куда важнее рублей, брошенных в копилку на разные хотелки.

МНЕНИЕ

Светлана Гуськова, доцент Института международных экономических связей:

— Товарно-денежные отношения в семье неприемлемы. В кругу близких должны быть только любовь, безвозмездный труд на благо членов своей семьи. Тем более нельзя платить детям деньги за хорошую учебу: ребенок должен учиться ради получения знаний, за радость родителей, а не за денежный бонус.

Наказывать рублем за двойки тоже крайне опасно, так как дети приучаются учиться за внешние стимулы, а если их в виде денег не будет, то чем же привлекать ребенка к учебе? Авторитет подкупа самый безнравственный, так как приучает детей к мысли, что все продается и все покупается — и дружба, и любовь, и взаимовыручка, и сострадание.

И винить их потом в том, что они выросли неблагодарными и во всем видят только выгоду, — неправильно, так как сами родители к этому приучили.

Антонина Третьякова, доцент Финансового университета при правительстве РФ:

— В материальном поощрении ничего плохого нет, но оно должно осуществляться по совокупности за какие-то более или менее продолжительные периоды. Если поощрять ребенка деньгами слишком часто, мотивация заработка станет ведущей, все остальное отойдет на второй план.

Если вознаграждение ожидается в перспективе, то денежная мотивация существует наряду с познавательной («интересно»), социальной («порадовать родителей», «не выглядеть тупицей в классе»). Действуя совместно, различные виды мотивации поддерживают учебную деятельность эффективнее. Универсальное правило мотивации ребенка к учебе только одно: нужно стараться поддерживать близкий контакт с ребенком и чутко прислушиваться к его потребностям, желаниям, мечтам. Тогда с выбором поощрения станет проще.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.