Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Домовой Театра имени Моссовета: как Ростислав Плятт стал киносимволом добра

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Домовой Театра имени Моссовета: как Ростислав Плятт стал киносимволом добра
Фото: «Семнадцать мгновений весны»: Р. Плятт в роли пастора Шлага (1973)

Ростислав Плятт для целого поколения театралов и кинолюбов стал символом благородства, интеллигентности и добра. 13 декабря отмечается 115 лет со дня его рождения. Хороший повод вспомнить актера.

Интеллигент и непревзойденный мастер рассказывать неприличные анекдоты, человек с блистательным чувством юмора, воплощение честности и благородства — о Плятте можно говорить бесконечно. Сын ростовского адвоката Ивана Плята, обрусевшего поляка, и украинки Зинаиды Закаменной, еще школьником начал бредить театром. Замена отчества на более «благородное» «Янович», равно как и прибавка второй буквы «т» к фамилии были связаны с тем, что Ростислав собрался поступать в театральный вуз и задумывался, как будет выглядеть его имя на афишах. Но когда оно там появилось, оказалось, что скромнее артиста надо еще поискать… Своими воспоминаниями о Ростиславе Плятте с нами поделился режиссер-постановщик Государственного академического Малого театра России, заслуженный артист России Андрей Житинкин, десять лет работавший в Театре им. Моссовета.

■ Конечно, я застал Ростислава Яновича Плятта уже стариком. И он замечательно общался с молодежью и при всей своей известности был не «памятник» никакой, не «динозавр» и не «монстр», всем давал в долг и никогда о долгах не напоминал.

Я видел, думаю, все спектакли, где он играл. Но меня он потряс еще в бытность мою студентом Щукинского училища. Тогда мы, молодежь, показывались театрам, в том числе Театру имени Моссовета. И я помню, как Плятт сидел в центре, вокруг него были другие маститые артисты, но он казался как будто крупнее, значимее... Ростислав Янович очень внимательно смотрел и слушал каждого до конца, никого не прерывая, как часто делали другие. А после просмотра он оставил всех нас и нашел для «молодых и зеленых» какие-то добрые, теплые слова. Меня поразило, что человек, время которого было расписано по минутам, тратил его на нас, не жалея. Он понимал, что будущее театра — это молодежь, и действительно любил ее. Кстати, в этом они расходились с Раневской. Если какая-нибудь молоденькая актриса, получившая предложение сыграть, беременела, Фаина Георгиевна возмущалась — мол, такая роль, как ты посмела?! Плятт же без тени сомнения подсказывал: рожай, даже не думай! В театральном мире есть такое понятие — «актер с тростью». Под этим подразумевается умение носить костюм, бабочку, фраки.

Плятт был, конечно, именно актером с тростью, поскольку любил одеваться, и делал это шикарно, но главное — в этом не было ничего нарочитого, его «породистость» не вызывала сомнений.

А тростью Ростислав Янович и правда обзавелся, правда, уже в конце жизни — у него очень болели суставы.

Конечно, его актерскую судьбу сделал режиссер Юрий Завадский. Если бы не он, мы бы такого Плятта, каким его помним, и не знали. К Завадскому он попал 18-летним парнем, потом жизнь его помотала, но последние полвека он работал в Театре имени Моссовета. Кстати, в 1936 году Завадский, человек к власти очень близкий и информированный, сумел вывезти труппу в Ростов-на-Дону, родной город Плятта, чем спас артистов — думаю, все знают, что, например, многие вахтанговцы попали под молох репрессий. (Кстати, Станиславский спас свою труппу, сумев вывезти ее за границу.) И Театр имени Моссовета образовался только после возвращения актеров из Ростова-на-Дону.

...Многим кажется, что Плятт был лишь блестящим комиком, что в его театральной карьере — в основном западные персонажи, но если посмотреть творческую биографию артиста, то по ней видно, что он сыграл и Войницкого в чеховском «Дяде Ване», и Дорна в его «Чайке». Блистательным был и финальный спектакль Плятта «Братья Карамазовы», где он играл Федора Павловича. Те же, кто хочет увидеть Ростислава Яновича во всем блеске, могут найти в интернете спектакль «Дальше — тишина» режиссера Анатолия Эфроса. Что творили там Плятт с Раневской! Это надо видеть! Но Фаина Георгиевна бы так не сыграла, если бы рядом не было Плятта... Кстати, когда у Раневской случалось плохое настроение, она могла приехать в театр и заявить: сегодня играть не буду. Тогда к ней отправляли Плятта. Он шел, рассказывал какой-нибудь анекдот, целовал руку, и ее «отпускало»: Фаина Георгиевна милостиво соглашалась играть.

«Подкидыш», «Весна» — уверен, многие помнят Плятта в этих фильмах, играл он и в детективах, но все же его лучшая кинороль — это пастор Шлаг в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой.

В ней удивительным образом совпали и интеллигентность самого актера, и присущая ему толерантность, и даже его неумение стоять на лыжах. Честно говоря, я бы показывал эпизоды со Шлагом в киношколах как пример поразительного перевоплощения. И чтобы понять, каким был Ростислав Плятт в жизни, оценить его аристократизм, надо увидеть его в этой роли. Забыть, как он идет на лыжах, невозможно, я не могу сдержать слез...

Нельзя не вспомнить и картину «Визит к Минотавру» (пятисерийный детективный телефильм 1987 года, снятый Э. Уразбаевым по мотивам романа братьев Вайнеров. — «Вечерняя Москва»), где Плятт играл вместе с Сергеем Шакуровым. Роль скрипичного мастера-философа Николо Амати далась ему с огромным трудом — он был тяжело болен, уже не мог ходить.

Без всякого грима, похудевший и ссутулившийся, Ростислав Янович сыграл невероятно. И это была его последняя роль...

Как-то я спросил у Сергея Шакурова, а как вы работали? И он вспоминал: «Я только подходил к нему, и уже шла такая энергия и такая доброта и мудрость, что я лишь успевал реплики подавать… » А снимать Плятта надо было с одного дубля, больше он уже не выдерживал. «Ты не представляешь, какая это боль была для него!» — сказал мне Шакуров. И после съемок Ростислава Яновича вынимали из кресла и почти несли в машину. Но он хотел досняться в фильме, а если Плятт чего-то хотел, то переубедить его было невозможно.

Это качество великого актера! Про его «пляттские шутки» ходили легенды. В этом они конкурировали с Раневской.

За Пляттом тоже записывали! Он обожал разыгрывать партнеров, вот почему так близок был вахтанговцам.

Дело в том, что, когда спектакль идет долго, действие как будто начинает «высыхать», а Плятту нужна была живость и импровизация, поэтому он обожал похулиганить на сцене, поставить партнера в тупик, «бросить» ему какое-то слово, которого не было в тексте, — пусть выкручивается. После этого Ростислав Янович подходил к молодому артисту и говорил ободряюще: «А ведь ты прошел, прошел! Ты молодец!» Он не боялся проделывать это даже с Георгием Жженовым, хотя Жженов сам никогда ничего не менял в роли и человеком был жестким, его боялись. А еще известная была история, когда Бобочка, Борис Иванов, изумительный актер, фронтовик, друг Плятта, попросил Ростислава Яновича сделать ему подарок к юбилею: произнести в спектакле со сцены слово «…опа». Он был уверен, что Плятт этого не сделает, но тот умудрился произнести это слово аж дважды, да так виртуозно вплел слово в текст, что зрители ничего не заметили.

А вот личная история Плятта была щемящей и глубокой — он всю жизнь любил Веру Марецкую. Это знали и видели в театре все. Странный это был треугольник: когда Марецкая еще была женой Юрия Завадского, тот настолько доверял Плятту, что даже не ревновал, понимая, что отношение Ростислава Яновича к Вере — выше любого романа.

Орденов и регалий у Плятта было очень много, но он относился к этому с иронией. Он никогда не отказывался сходить в исполком, чтобы выбить квартиру молодому актеру, был отзывчив и благороден и никогда не напоминал о сделанном добре.

Скажу так — это был настоящий домовой Театра имени Моссовета, потому что к нему все шли за советом и даже не стеснялись обсуждать самые личные, сокровенные вещи, зная, что дальше него это никуда не пойдет. Когда Ростислава Яновича не стало, в театре изменилась атмосфера, что подтвердит вам любой актер. Она не стала плохой, нет, но что-то ушло. Это, знаете, к вопросу о роли личности в истории: она поистине огромна.

ЛУЧШИЕ РОЛИ

В ФИЛЬМАХ

■Ошибка резидента — Николай Казин (1968)

■Вся королевская рать — Ирвин, судья (1971)

■Семнадцать мгновений весны — Фриц Шлаг, пастор (1973)

■Ольга Сергеевна — Никифоров (1975)

■ Визит к Минотавру — Николо Амати, скрипичный мастер (1987)

НА СЦЕНЕ

■Стакан воды — Болинброк (1945)

■Чайка — Дорн (1945)

■Маскарад — Казарин (1952)

■Леший — Войницкий (1960)

■Милый лжец — Бернард Шоу (1963)

■Цезарь и Клеопатра — Цезарь (1964)

■Дальше — тишина… — Барклей Купер (1969)

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.