Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Отпечаток деда

Сюжет: 

70-летие Великой Победы
Общество
Военные фотокорреспонденты. Великую Отечественную мы сегодня видим их глазами. «Знамя Победы над Рейхстагом» фотографа Евгения Халдея, «Комбат» Максима Альперта, «Ноктюрн» Якова Халипа… Многие кадры, сделанные корреспондентами в годы Второй мировой, со временем стали символами, пережили в нашей памяти своих авторов и до сих пор воздействуют на наши разум и сердце. В Московском доме фотографии на Остоженке с 28 апреля открыта большая выставка «Военным фотографам посвящается. Территория Победы».

Здесь почти полторы тысячи снимков военных фотокорреспондентов. В одном из залов, где наряду с другими авторами представлены снимки Якова Халипа, корреспондент «Вечерки» встретил внука знаменитого репортера «Красной звезды».

Знакомьтесь, Яков Халип, 31 год. Когда родители дали ему имя, не предполагали, что он возьмет в руки дедовскую камеру и станет фотографом.

Сомневаюсь, что я бы выжил на той войне, — говорит Яков. — Думаю и не представляю, как бы себя повел. Наверное, потому что мы — уже другого сорта. Тогда люди прошли определенную школу жизни, еще довоенной, тяжелой, это им, конечно, помогло.

- Имя деда помогает в профессии?

- В какой-то степени да, хотя я другой человек, менее общительный, менее искристый. Я скорее наблюдатель и люблю стрит-фотографию. Люблю ждать, когда ситуация построится сама, ловить эмоции во время диалога.

Но неожиданные ракурсы и смыслы не находят сейчас потребителя. А Яков Халип был именно фотографом-художником. В 1930-х годах в журнале «СССР на стройке» он познакомился с Александром Родченко, который повлиял на деда как на мастера.

Они разработали совместно альбом, посвященный 20-летию Советской армии и флота. Вот там Халип уже виден как художник. Многие карточки, несмотря на тематику, получились сугубо мирными.

- Фронтовым фотографам, наверное, очень помогало, что не было спешки, ведь фотография «завтра» в любом случае в газете не окажется. Была возможность тщательно отобрать отснятый материал.

- Как раз наоборот. Оперативность была на высоком уровне. Случалось, что уже через сутки фотографии с фронта приходили в редакции газет. Тем более что у нас в стране была всегда привязка к датам, праздникам. Этого нельзя было отменить и в годы войны.

- Каким образом фотографии с фронта передавали в редакцию газеты?

- Самолетами пленки передавали. В 1938 году Яков Халип снимал экспедицию спасения папанинцев, и с борта корабля фотографии попадали в газету очень скоро. Оперативность была и на фронте. Поэтому многие негативы мы сегодня теряем, ведь пленки часто в спешке проявлялись в полевых условиях, в плохой воде. Это самые хрупкие в архивном хранении материалы.

- Известно, что многим фронтовым корреспондентам, работавшим на передовой, приходилось иногда прятать камеры подальше в кофры и брать в руки оружие.

- Я видел на некоторых фотографиях у деда кобуру с оружием. Участвовал ли он в боях, неизвестно, хотя прошел почти всю войну. Он был на девяти фронтах — от Баренцева моря до Черного. Осажденная Одесса, Севастополь, бои на Кавказе в 1942 году. Потом Кубань 1943-го, Вильнюс, Мурманск в 1944-м... Под конец войны дед был контужен, и в Берлине он не снимал. Уверен, было непросто оставаться собой и делать фотографии, которые были бы настоящими, человечными.

Например, фото, сделанное в 1941 году на Украине, оно называется «В горькие дни отступления». В ней нет взрывов, оружия, но о войне она говорит предельно ясно.

Другой известный снимок дед сделал во время отпуска в Москве в 1943 году. Группа солдат-инвалидов без рук, без ног у огромной трофейной пушки на выставке в Парке Горького. Фотография подчеркивает его пацифистское отношение к происходившему. И Симонов это отметил в одном из своих очерков.

- Правда, что Яков Халип и писатель Константин Симонов работали в паре?

- Один писал с фронта, второй делал фотографии. Симонов часто упоминает деда в мемуарах. Всегда — очень тепло. Многие люди отзывались о нем хорошо. Есть несколько серий, когда дед спустя время встречался с людьми, которых снимал до этого. Была такая серия с Пашей Ангелиной — первой женщиной-трактористом. Халип снимал ее в 1930-е годы и потом уже в 1960-х для себя.

- Похожая история была и с героем всемирно известного снимка «Ноктюрн».

- Да, это, пожалуй, самая значительная военная фотография Якова Халипа. Она была сделана весной 1943 года во время жестоких боев за Новошахтинск. Халип и Симонов приехали в дивизию, которая брала город. После одного из боев скрипач Виктор Мирошников и баянист Григорий Вакуленко играли на развалинах для солдат.

Уже после войны, когда фотографию перепечатали десятки газет и журналов, тот самый скрипач сообщил Якову Халипу, что жив. Они встретились в Москве, и дед сделал несколько фотографий Виктора Мирошникова с той самой скрипкой уже в мирное время.

- Если бы ваш дед Яков Халип жил в наше время, стал бы он военным фотокорреспондентом?

- Не знаю. Сама профессия стала другой. Слишком много фотографов и слишком много войн.

ДОСЬЕ

Яков Николаевич Халип (1908–1980). Выдающийся мастер советской фотографии. В 1938–1941 годах репортер журнала «СССР на стройке», ответственный редактор журнала «Советское фото». Во время войны — корреспондент газеты «Красная звезда» и Совинформбюро. В послевоенное время сотрудничал с журналами «Смена», «Огонек», «Советский Союз», газетами «Правда», «Известия». Его фотографии — во многих частных и государственных коллекциях России, Европы и Америки. Первый отечественный журналист, награжденный орденом «Знак Почета».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.