Первый миллион — мелочью
Это нормально — подписываться на газеты и журналы (хотя мы делаем это все реже и реже). Но подписываться на носки... Как минимум неожиданно, но сегодня каждый желающий может оформить подписку, чтобы раз в месяц находить в своем почтовом ящике комплект носков! «Вечерка» не могла пройти мимо и расспросила обо всем основателей единственного в своем роде носочно-подписочного сервиса Sockster Наталью и Андрея Мигальниковых.
- Как это работает?
- Все просто. Каждые четыре недели наши подписчики находят в почтовом ящике конверты с тремя парами носков — три пары мужских или женских носков разных цветов. Подписку можно оформить на месяц, полгода или год. В любое время клиенты могут поменять модели и цвета, которые получат в следующий раз.
- Но как?! Они же не поместятся в почтовый ящик?
- Поместятся! Мы долго изобретали, как правильно укладывать носки в конверт, как конверт подгибать, чтобы он пролез в почтовый ящик. Все курьеры приноровились правильно доставлять наши носки. В курьерских службах мы проходим как «рассылка документов», потому что пользуемся стандартными конвертами формата С4 (229 х 324 мм. — «ВМ»). И доставка получается недорогой.
- Как вы до этого додумались? Наверняка ведь друзья отговаривали...
- Честно признаемся, идею подсмотрели в Европе, где нечто похожее впервые реализовали еще в 1999 году. И никто нас не отговаривал, наоборот, друзья и знакомые поддерживали, говорили, что это очень здорово и необычно. Да и не тратили мы особо времени на обсуждения. Нам понравилась идея, и мы поняли, что не надо разглагольствовать, надо делать. К слову, нас очень воодушевляет в этом плане Михаил Зельман, который сделал сеть стейк-хаусов в Москве, потом ее продал и переехал в Лондон создавать свои стейк-хаусы там.
Все ему говорили, что он поехал на родину стейков и у него ничего не получится. А у него получилось, и сейчас его рестораны в топе стейк-хаусов Лондона. Поэтому... Поэтому надо просто начинать делать и смотреть, как это работает. Мы убедились, что работает.
- И вам сразу поверили?
- Нам пришлось столкнуться с большим скепсисом. Многие не понимали суть нашего сервиса. В то же время находились люди, которые были в восторге от идеи. На старте у нас не было ни одной мысли бросить дело.
После каждого нового заказа, после разговора по телефону с радостным клиентом становилось понятно, что этим стоит заниматься, потому что это несет людям положительные эмоции. К слову, сегодня критики в наш адрес мы не встречаем. Когда мы успешно реализовали эту идею и не заглохли, спустя год, все скептики либо поменяли свое отношение, либо совсем замолчали.
- Вы работаете, так сказать, по швейцарскому шаблону...
- Нет, мы заимствовали только идею доставки носков в почтовый ящик. Мы пошли дальше. Например, швейцарский проект предполагает доставку только мужских черных носков. Мы предлагаем и мужские, и женские носки различных цветов. При этом клиент может ежемесячно менять содержимое конверта, комбинировать цвета и фасоны. Очень много времени потратили на разработку сайта, он уникальный по функционалу.
- Всякое новое дело требует инвестиций...
- Нам очень помогли в коворкинге столичного правительства. Я была удивлена, когда узнала, что многие, например, юридические моменты можно решить бесплатно. Нам не пришлось тратиться на офис, юридические услуги, бухгалтерию. Да и вообще в коворкинге созданы все условия для малого бизнеса: есть столы, стулья, интернет, различная офисная техника и даже переговорная. Знаете, сегодня очень много ворчунов, которые говорят, что бизнес — это так сложно, невозможно в нашей стране, но это, как правило, бездельники.
- Можно сказать, что это история семейного бизнеса?
- Можно сказать, что этот бизнес нас и поженил, — поделился Андрей, поглядывая с улыбкой на Наталью. — Мы с самого начала все делаем вместе. Глобальные вопросы в плане стратегии, финансового положения мы обсуждаем вдвоем, чтобы две головы приняли правильное решение.
— Однако на Андрее была и остается большая обязанность — техническая часть проекта, — подхватила Наталья. — На мне — много маленьких: я общаюсь с клиентами, партнерами и фабриками, отвечаю за дизайн, картинки, текст и контент на сайте.
- Справляетесь вдвоем?
- С нынешними техническими возможностями можно обойтись без штата сотрудников. У нас все отлажено, потому на формирование заказов мы тратим минуты.
- Пытаюсь представить себе вашего клиента...
- Это москвичи или жители Санкт-Петербурга 25–40 лет. Те, кому нравится сама идея, для кого не цена играет роль, а кому важно подарить человеку эмоции. Либо кому-то подарить, либо себе. Потому что носки по подписке — это, прежде всего, такой эмоциональный сервис. География доставок сейчас не велика: у нас есть подписчики не только в Москве, но и в Анадыре. Нам безумно льстило, что наши конверты летят в Анадырь...
- Будет ли у этого бизнеса развитие?
- Была идея создать подписку на зубные щетки... Но это — другое направление. Мы пока не готовы. Но было бы здорово, если бы кто-то реализовал эту идею в Москве!