Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Пиши чаще, генацвале Анисья!

Сюжет: 

Письма Бессмертного полка
Общество
Отец-фронтовик просил не сообщать в письмах о бомбежках и заботился, чтобы сын-именинник не остался без подарка.

У нашей читательница Маргариты Струковой хранится около семидесяти писем отца. Николай Кухалашвили (1908–1942) пропал без вести на фронте. Николай Маркозович переехал в 1920-е в Москву из Кутаиси. Женился на деревенской женщине Анисье (он ласково называл ее Оня). Щедрого и веселого грузина обожала не только тещаколхозница, но и весь двор московского дома.

— На праздники он наряжался дедом Морозом, пионеры отдавали ему салют, — говорит Маргарита Струкова. — Моему брату Зурабу он купил велосипед, но строго заявил, что стоять он будет на цепи — велосипед общий, для всего двора. У Николая и Анисьи родились три дочери и сын. К началу войны старшей сестре было 16 лет, младшей, Маргарите, четыре.

— Отец заведовал магазином на Пятницкой, — рассказывает Маргарита Николаевна. — Я его почти не помню. Мама говорила, что, когда он приходил с работы, я все время лезла к нему на колени. «Она такая ласкунья, прямо не дает мне газету прочесть, — качал головой папа. — Что-то у меня на сердце тревожно, а вдруг нам с этим ребенком долго вместе не жить?» 

Николай Кухалашвили ушел на фронт 5 июля 1941 года. Его призвали в хозяйственную часть — можно сказать, по специальности.

«Оня, теперь я прошу одно тебя — когда будешь писать письмо, то пиши только семейные дела, не пиши ничего насчет бомбежки в Москве и что-нибудь, что всерьез. Я не получу. Здесь у нас письма проверяются», — писал он вскоре после прибытия на фронт. И дальше — будничные заботы: просьба прислать «теплое белье, носки шерстяные» или «бумажные» (то есть хлопчатобумажные).

В конце 1941 года Николай Кухалашвили служил в 932-м с трелковом полку, он оборонял тогда Калинин (Тверь). «Оничка, почему от вас нет писем? (...) Как ты живешь, генацвале?» — спрашивал он в письме от 18 ноября, и шутки плохо маскировали тревогу. До писем ли было в тот момент генацвале Оне? Анисья Андреевна как раз вывезла всю семью к своей матери под Зарайск — там хотя бы были корова и картошка. А сама поехала в Москву отоваривать детские продуктовые карточки. Вернулась — и узнала, что в город ворвались немцы. К счастью, они прохозяйничали там только неделю.

— Фашистов расселяли по избам, но до нашей дело не дошло, — говорит Маргарита Николаевна. — На всякий случай бабушка вымазала моим сестрам лица сажей. Ночь их отступления я помню до сих пор. Шел бой, изба ходила ходуном. Бабушка раздала нам сокровища, которые в обычное время берегла пуще глаза. Разрешила открыть сундук, где хранились ее полушалки, сунула каждому по горсточке изюма. А сама встала на колени перед иконой и всю ночь так стояла...

В 1942 году всю семью, кроме средней дочери Лиды, перевезли в Москву. Николай Маркозович одобрял это. Он и на фронте оставался хлебосольным грузинским папой: «Я послал деньги, семьсот рублей (...) купи Зорке (Зурабу, сыну. — «ВМ») на пятьдесят рублей подарки, так как он был именинник и я лично не присутствовал. Оня, не расстраивайся, не мы одни, а нас миллионы. Война, дорогая, ничего не поделаешь» (15 апреля 1942 года).

В одном из последних писем он просил: «Пришли твою и детскую карточку, Оня, только чтоб можно было в кармане носить» (20 июня 1942 года).

— Не знаю, успел ли папа увидеть меня в моей любимой матроске, — вздыхает Маргарита Николаевна. — После августа от него перестали приходить письма. Уже после Победы мы получили извещение, что он пропал без вести 15 августа 1942 года. Но я еще долго верила, что произошла ошибка, и однажды во время урока (хотелось, чтобы это случилось именно на уроке) откроется дверь и мой папа войдет...  

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.