Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Педальная мечта

Общество
Хобби москвича Романа Левицкого многим покажется необычным: этот человек собирает и реставрирует различные модели педальных машинок советских времен. Тех самых, на которых катались или мечтали прокатиться еще наши дедушки.

Недавно коллекционер представил экспонаты своей игрушечной коллекции на выставке.

— Больше всех привлекал внимание, конечно же, педальный «Москвич», который знают все, кто рос в Советском Союзе, — рассказывает Роман. — С огромным интересом рассматривали посетители и редкую советскую игрушку — миникарт «Мика». Желающих сфотографировать ее была уйма! Мини-карт — весьма забавная игрушка, этакий постамент на колесах, оборудованный неким подобием руля. Запросто можно принять за тренажер, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что на игрушке можно прокатиться. Педали мини-карта крепятся прямо к рулю, и, чтобы привести транспорт в движение, крутить их придется руками. Легкий способ накачать мышцы еще в детстве!

Дома у Романа мини-автопарк из детских автомобилей: у стены стоит пара «Москвичей», педальный мотороллер «Крошка», есть и другие машины. А началось все с покупки педальной машины для дочки, а потом пошло-поехало.

— У самого в детстве такого транспорта не было, — признается Роман Левицкий. — А очень хотелось. В то время иметь педальный «Москвич» было круто! Все во дворе тебе завидовали, просили покататься. Но стоил он дорого, а родители мои жили небогато. Когда у меня дочка родилась, твердо решил: ну раз уж у меня такой игрушки не было, пусть хоть у нее будет!

Роман поехал за своим первым «Москвичом» (других марок педальных машинок он тогда просто не знал) в Тверскую область.

— Не повезло. Оказалось, у «Москвичонка» весь кузов внутри прогнил, пришлось его разобрать на запчасти. Однако эта неудача лишь подогрела во мне интерес к машинкам, — признается коллекционер. — Я стал изучать историю педальных игрушек, узнавал все больше интересного о различных моделях...

Педальная мечта Роман Левицкий и небольшая часть его личной коллекции педальных машинок / Фото: Из архива

Следующий «Москвич», тоже купленный для дочки, был прямо-таки в идеальном состоянии: рыжий красавец, сверкает начищенным до блеска металлом. Дочка на нем еще не гоняет: маловата. Но ничего, звездного часа автомобилю осталось ждать недолго.

— А вот эту ласточку я фактически вытащил из-под пресса, — Роман подводит меня еще к одному экспонату коллекции. — Выкупил ее из металлоприемки, куда машинку сдали за 60 рублей. Люди даже не потрудились узнать, какую ценность представляет игрушка, и решили избавиться от нее, дабы место не занимала. В общем, была ей уготована участь стать обычной консервной банкой.

Кстати, любопытный факт: детские машины зачастую сделаны из того же металла, что и «взрослые» автомобили. А изготовлены большинство детских «Москвичат» были на несуществующем ныне АЗЛК — автомобильном заводе имени Ленинского комсомола, с конвейеров которого на российские дороги выходили настоящие «Москвичи».

В добрые руки

Педальная мечта Различные модификации педальных «Москвичей». Их, если хорошенько попотеть, можно было разогнать аж до 10 км/ч / Фото: Из архива

Что же происходит с игрушками из советского прошлого, когда они попадают к Роману? Покупает он их часто, но у него дома не насчитаешь и десятка. Где же остальные? После реставрации они отправляются либо в музеи, либо находят себе новых владельцев среди искателей советской старины. В музее Кирова уже красуются пять машин, которые Роман отреставрировал, вернув им достойный вид.

— Машину «Муравей», которая похожа на джип, мне продали просто в идеальном состоянии, да еще и с инструкцией. Это большая редкость, потому что у «Муравья» полно пластиковых деталей, которые быстро ломаются. Мне повезло: хозяин берег игрушку и согласился мне ее отдать только после того, как я пообещал, что не разберу историю на металлолом.

Коллекционер идет до конца

Коллекционировать педальные машинки, эти маленькие символы эпохи, меч- ты советского детства, конечно, дело интересное, но коллекционер признается, что поиск этих машинок, их покупка, закупка деталей и реставрация — процесс трудоемкий и недешевый.

— Стоимость определяется не только маркой игрушечного авто, но и его состоянием, — объясняет коллекционер. — «Москвичи» были самыми массовыми детскими педальными автомобилями, так что купить сегодня игрушку можно по вполне разумной цене. Более редкие машины, как правило, стоят дороже.

Педальная мечта Скоростной карт «Кросс» с цепной трансмиссией / Фото: Из архива

Роман объясняет: коллекционирование и реставрацию машинок следует рассматривать исключительно как хобби — бизнеса на этом не построишь, богатства не наживешь.

— Это дело надо не просто любить, им гореть надо. Ну, любой коллекционер, которому понятно стремление заполучить какую-нибудь редкую вещь, меня отлично поймет, — смеется Роман. — Например, я долгое время гонялся за педальным «Уралом»: это большая роскошь для советских детей, внешне авто похоже на знаменитый ГАЗ-20 «Победа».

Уцелевшие экземпляры, по словам Романа, порой приходится покупать даже за границей, но коллекционера это не останавливает.

— Хотя риск есть. Если среди российских собирателей этих игрушек у меня связи налажены и я знаю, что, отправив деньги тому или иному человеку, точно получу товар, то иностранные собиратели для меня, как говорится, коты в мешке. Но, как известно, кто не рискует...

В своей коллекции Роман Левицкий еще мечтает увидеть «Газ А» и «ЗИМ», только вот найти эти две модели практически нереально: они выпущены аж в 1930-х годах.

Богатство на чердаке

О машинах, которые уже есть в его коллекции, Роман Левицкий может с придыханием говорить часами.

— Одних лишь «Москвичей» было несколько моделей. Первая серия «Москвича» — кабриолет с плавными формами — самая редкая, вторую и третью найти проще.

У второй серии машин кузов иной формы, сиденье обито мягким материалом и кожей. Отличительным признаком машинок третьей серии является пластиковое сиденье. Любопытно, что многие педальные игрушки имеют аналоги среди реальных транспортных средств. Взять, к примеру, педальный мотороллер «Крошка» — ну вылитая «Вятка»!

Дух времени

Педальная мечта Автопарк Романа Левицкого на выставке «Арт-мобиль» / Фото: Из архива

— Эти машины — часть истории советского детства, — считает Роман. — К сожалению, не все это понимают.

И если когда-то этих игрушек было пруд пруди, то после 1990-х педальные авто стали массово отправляться на помойки или сдаваться на металлолом. А ведь есть музеи, в которых машинка могла бы стать частью экспозиции, рассказывающей молодому поколению о детстве их дедушек и бабушек. Есть, в конце концов, коллекционеры, в чьих руках игрушка обрела бы вторую жизнь.

Традиция не утеряна

Впрочем, не только музейные работники да одержимые своим хобби коллекционеры интересуются этими игрушками из нашего прошлого — Роман это знает совершенно точно. Как и он в свое время, многие люди покупают детские педальные автомобили вовсе не для того чтобы поностальгировать по давно ушедшим временам, а чтобы посадить ребенка «за руль» советской чудо-техники.

— Ведь сейчас, если найти новую педальную машинку, это будет полностью пластиковая игрушка, от нее за версту будет нести поточным производством, — говорит Роман.

То ли дело — сесть за руль настоящего железного коня, на котором до тебя, возможно, ездили твои дед или бабушка.

Лошадки и цена качества

Далеко не все машинки, которые удается спасти из-под пресса, снова возродятся. Часть из них восстановлению просто не подлежит, либо на это придется потратить колоссальные средства. Но и у них есть своя — почетная — миссия. В мастерской Романа ржавые разбитые машины разбираются на запчасти.

У некоторых убитых в хлам машинок находятся детали, которые помогают полностью укомплектовать другой педальный автомобиль. И не только. Коллекционеры нередко собирают еще и карты в виде педальных лошадок, и прочие причудливые транспортные средства для детей типа миникарта «Мики», о котором мы уже упоминали.

Немного истории

Педальная мечта Педальный «Урал» Челябинского кузнечнопрессового завода — мечта всех мальчишек СССР / Фото: Из архива

Педальные машинки в СССР выпускали еще до начала войны. В 1930-х годах Горьковский автомобильный завод изготовлял для ребятишек кабриолеты с кузовами, выполненными полностью из дерева. Совсем маленькими партиями и не на продажу. Продавать машины стали в 1950-х годах. С 1957 по 1964 год Челябинский кузнечно-прессовый завод выпустил около 70 тысяч педальных металлических «Уралов». Но приобрести их простому гражданину было сложновато.

В 1960 году на АЗЛК выпустили первый детский «Москвич», вот он и поступил в массовую продажу. Кстати, он как две капли воды смахивал на итальянский автомобиль Giordani. В 1973-м его внешний вид стал более «нашенским»: детский автомобильчик уже был похож на «Москвич» серии 408/412. Весил он около 10 килограммов, разгонялся до 10 километров в час, а стоил целых 25 рублей. По тем временам — весьма солидная сумма. Тем не менее расхватывали игрушки как горячие пирожки.

Впрочем, конкуренты у «Москвича» тоже были: трехколесные «Ракета» и «Стрела», педальная «Нива» ленинградского завода, больше похожая на правительственную «Чайку», были дети Оренбургского завода — «Орь» и «Оренбуржец». Несмотря на то что заводы выпускали автомобили для детей как игрушки, подход к их производству был очень серьезным, словно к настоящим автомобилям.

Именно поэтому многие из них и уцелели по сей день: прочный металл, качественные механизмы, надежные детали и крепления, так что советский ребенок с ранних лет сидел за рулем «железного коня», сделанного по всем правилам и канонам автомобилестроения.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.