Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Бомба для редактора

Сюжет: 

75-летие битвы за Москву
Общество
75 лет назад, тяжелой осенью 1941 года, редакция «Вечерней Москвы» была почти безлюдной — одни сотрудники ушли на передовую, другие уехали в эвакуацию. А газета выходила — с той же периодичностью, в том же объеме. Делать «Вечерку» в прифронтовом городе остались семь человек. Одним из них был заместитель главного редактора Виктор Орлов (1903-1978), отец известного прозаика Владимира Орлова. Память о нем сохранилась в рассказах его родственников и материалах семейного архива.

В один из мартовских вечеров 1942 года Москва пережила жестокий авианалет. Пострадала и редакция «Вечерки» — она тогда находилась в здании газетного комбината «Московский большевик» в Потаповском переулке, 3. Бомба прошила насквозь пять этажей из шести, но, к счастью, не разорвалась. Причем угодила она туда не случайно. Через некоторое время сбили гитлеровского аса, а у него на карте Москвы в планшете комбинат был помечен крестиком…

В тот вечер все сотрудники были на месте — тогда учреждения работали почти до утра. При первых звуках воздушной тревоги все рванули к лестнице, ведущей в бомбоубежище. И только 39-летний Виктор Орлов остался за письменным столом. Не потому, что был безрассудно смел. А как раз потому, что боялся — боялся боли.

— В 18 лет ему ампутировали ногу, — рассказывает невестка редактора, известный модный критик Лидия Орлова. — Лишний раз спускаться на протезе было тяжело. И он решил: чему быть, того не миновать.

Лидия Витальевна вышла замуж за его сына Владимира Орлова в 1960 году. Пришла в его дом и прожила с родителями супруга почти два десятка лет. И за это время не так много узнала о журналистском прошлом свекра: у переживших сталинскую эпоху принцип «не болтай!» въелся в плоть и кровь. Ее муж знал о своем отце немногим больше. «Он вообще старался, чтобы я ни о чем не спрашивал, ничего не знал и ни о чем никому не рассказывал. Потому что уже многих знакомых и друзей посадили», — писал Владимир Викторович.

Бомба для редактора 1940-е. С женой Марией Барбиной и сыном Володей / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Даже биографические сведения о Викторе Орлове приходится собирать по крупицам. Он родился 21 августа 1903 года в Москве. В юности писал стихи под псевдонимом Виктор Витязь, был комсомольским деятелем. Судя по адресным справочникам, в 1926 году Виктор Орлов заведовал деревенским отделом в газете «Молодой ленинец» (предшественник «Московского комсомольца»).

Когда пришел в «Вечерку», неизвестно, но в 1935 году уже работал в ней ответственным секретарем. А в 1941 году — заместителем главного редактора. Все это время был «играющим тренером»: Владимир Орлов вспоминал, что отец «писал фельетоны, театральные рецензии». К сожалению, отыскать их в старых подшивках непросто: в те годы в «Вечерке» треть материалов выходила без подписи, еще треть — под явными псевдонимами. В номерах за июнь — октябрь 1941 года, например, фамилия Орлова не встретилась ни разу, но много публикаций (в основном рецензий на книги и спектакли), подписанных «В. Викторов». Может, это Виктор Орлов? Ведь псевдонимы часто образуют от собственных имен.

Был в жизни скромного редакционного работника и момент триумфа. В 1935 году журнал «Красная новь» опубликовал его роман «Искатели славы» — о сотрудниках некоей московской газеты. На гонорар Виктор Орлов обставил комнату новой мебелью и стал мечтать об отдельном издании. Но не тут-то было.

— В «Правде» на редколлегии обсуждали, как оценить роман, и решили, с перевесом в один голос, написать разгромную рецензию, — передает семейное предание Лидия Орлова.

Роман небезупречен: в нем много длиннот, образы местами слишком вычурны, а манера начинать чуть ли не каждое предложение с нового абзаца не облегчает, а затрудняет чтение. Но критики возмутились не стилистическими огрехами. Главный герой — озлобленный индивидуалист и честолюбец Сергей Немахов — вышел живее и обаятельнее остальных. Кстати, Орлов поселил своего героя в Матросском переулке (сейчас — улица Гастелло), а сам с детства жил в Напрудном — это довольно близко. У отца Немахова была часовая мастерская, у отца Орлова — граверная. Может, у них было и еще что-то общее? Может, автор передал ему какие-то свои комплексы, пусть и изжитые к моменту написания? Теперь уже не узнать. Персонажи, которые должны восприниматься как положительные, выглядят жутковато. Группа молодых сотрудников объявляет борьбу против «желтизны» и «халтуры» в газете, и это приводит к тому, что журналистов старой школы одного за другим арестовывают. Хорошо, что для самого Орлова скандал не обернулся репрессиями — а в те времена это могло запросто случиться.

Больше ни слава, ни достаток в дом Орлова не заглядывали. В начале 1950-х годов он вышел на пенсию по инвалидности, и тогда и вовсе наступил период, как говорит Лидия Орлова, «строгой нищеты». Жена Виктора Яковлевича всегда была домохозяйкой. Лидия Витальевна первые 10 лет замужества тоже не работала: у сына были проблемы со здоровьем. Владимир Орлов со студенческих лет стал главным добытчиком. Жили впятером в двух комнатах коммуналки в Напрудном, без горячей воды и ванной. Потом переехали в Останкино — там квартира была 45 квадратных метров, но хотя бы отдельная и трехкомнатная…

В знаменитом романе Владимира Орлова «Альтист Данилов» (1978) заглавный герой встречает у входа в Останкинский парк подавленного мужчину. У Данилова сверхъестественные способности — он «заглядывает ему в душу» и узнает, что у мужчины только что отец перенес тяжелейшую операцию. Данилов заговаривает с ним и предлагает выпить за компанию по стакану водки. Мужчина выпивает и немного отмякает. «А больше стакана вы и не хотели», — добавляет мудрый Данилов. Такая история случилась однажды с самим писателем. 

Бомба для редактора 1930-е. Виктор Орлов в начале своей журналистской карьеры / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Виктор Яковлевич перенес обширный инфаркт, и сразу после этого у него камень перекрыл желчный проток, — вспоминает Лидия Орлова. — В бреду он бормотал, что умрет, но не даст себя резать. Володя подписал за него согласие и оставался в больнице до конца операции, в которой шанс на удачный исход был один из ста. Потом поехал домой, пересадку надо было делать на Каланчевке. И к нему подошел прохожий, предложил выпить и произнес ту самую фразу: «А больше стакана вы и не хотели». Об этом написано в дневниках мужа. Там вообще все время — больницы, больницы. У Виктора Яковлевича с женой на двоих было 10 инфарктов и инсультов…

Летом 1978 года Орловы наконец переехали в огромную квартиру в переулке Огарева (сейчас — Газетный переулок). Виктор Яковлевич разъезжал в кресле-каталке, без которого уже не мог обходиться, по пустым комнатам и не верил своему счастью — что может запросто посмотреть в любое окно. Через полгода сын и невестка уехали в санаторий. Там 2 декабря их и застала новость — Виктор Яковлевич скончался.

В 2014 году после тяжелой болезни ушел из жизни и Владимир Орлов. Лидия Витальевна долго не могла заставить себя приступить к разборке семейного архива и только недавно этим занялась. Ее сын Леонид сейчас перепечатывает дневники Владимира Викторовича, в которых тот часто упоминал отца. Хранятся у нее и рукописи романов Виктора Яковлевича, которые тот после неудачи с «Искателями славы» не решался публиковать. Возможно, со временем мы сможем больше узнать об этом сотруднике нашей газеты и даже открыть для себя новое литературное имя.

ДОСЛОВНО

Владимир Орлов, писатель

Бомба для редактора Сын Виктора Орлова, писатель Владимир Орлов / Фото: Михаил Фомичев/РИА Новости

Отец <…> домой приезжал в шесть утра (Сталин ночью не спал, все мы его бдениями должны были быть убережены от вражеских сил <…>), а потому, когда я приходил из школы, отец был на работе. Неделями мы не видели друг друга.

Однажды в играх по взятию Кенигсберга я прокувыркался по лестнице до первого этажа и сломал нос. Нос распух до ушей. Мать не показывала меня отцу, возвращавшемуся с работы, мол, уже спит, пока не спала опухоль. Так он и не узнал о моем лестнично-штурмовом приключении. Позже, правда, удивлялся, отчего у меня нос с горбинкой.

А по воскресеньям читал мне «Дон Кихота». Ничего не объясняя. Ничего не сопоставляя с событиями и людьми дня летящего. Просто читал. И все…

Эссе «Лоскуты необязательных пояснений»

ИСКАТЕЛИ СЛАВЫ

КРАСНАЯ НОВЬ. 1935. № 12. С. 24 - 26

Острые усики секунд щекочут ухо Вали Роон. Валя Роон не может вынести долгого напряжения. <…>

— Невозможно! — кричит Валя Роон <…> .— Подумать только: целый час мы сидим из-за одного заголовка. Ты чересчур требователен, Самошин. <…>

Самошин думает: «Какая она к черту большевичка! У нее не хватает выдержки посидеть, подумать как следует над заголовком. Ну и что же, что целый час?» <...>.

Валя Роон чувствует, как через нее, сквозь нее, молчаливым укором проходит взгляд Самошина. И мысли обиженно нашептывают ей: «Конечно, политически он крепче меня. Но я — культурнее. Грамотнее. И потом, я больше газетчик, чем он <…>»

— Чем плохи мои заголовки? — говорит она вслух. — «Крепите связь с верным стражем Октября — ОГПУ*». Или так: «Ударной работой у станка закрепим победы ОГПУ». В чем дело? По-моему, неплохо. <…>

— Ты пойми, Роон, — снова говорит Самошин. — Пойми, надо дать такой заголовок, чтобы... — он опять смотрит в угол, — мысли должны сойтись, как угол, но не сходятся. Опять получается мучительная размычка. Самошин мрачнеет, что-то срывается у него в душе.

«И зачем меня послали в газету! Просил же в обкоме — не посылать. Какой я к черту газетчик? Учиться надо. Сняли с ячейки**, оторвали от станка, вот теперь сиди и думай над одним заголовком. Ну, как ей сказать то, что я хочу сказать? А, черт...» <…>

Борька Танненбаум приходит, сутулясь, подтягивая брюки, — приходит задирой.

— Здрасте, товарищи Цитатниковы, — говорит он, смеясь. — Вам заголовок дать?

— Яркий... — просит Валя Роон.

— Большевистский, — вставляет Шахов.

Самошин не откликается совершенно. Он не верит в Борьку. Отчасти потому, что обидно верить в него. Про себя, но не себе, а далеким, невидимым обкомщикам он говорит рассерженно: «Вот смотрите, пожалуйста, заведующий партотделом Самошин — крепкий парень, стаж — с семнадцатого года, потомственный пролетарий, — обращается за помощью к комсомольцу-интеллигенту».

Валя Роон рассказывает Борьке: они дают в номер боевой отдел о связи рабочих с органами ОГПУ <…>:

— Понимаешь, Борис, <…> я прочту тебе из письма Дзержинского. Замечательное письмо, мы его тоже печатаем. <…> «Главный и самый тяжелый фронт борьбы с нашими врагами проходит сейчас не только по линии ОГПУ, но, прежде всего, по линии хозяйственного возрождения и восстановления нашего Союза Советских Социалистических Республик, то есть, товарищи, вы сами занимаете сейчас самый главный и самый ответственный участок боевого фронта»***. <…> Вот мы и хотим вложить в заголовок ту мысль, Борька, что и чекисты и все рабочие — бойцы одного и того же фронта.

— Стоп! — закричал в эту минуту Танненбаум. Он подошел к Самошину и сделал гримасу. — Вы же заголовками сами шпарите, при чем же тут я? <…> Так и дайте заголовок! <…> «Бойцы одного фронта». Слышите, товарищи Цитатниковы, так и дайте!

Он поворачивается, подтягивает брюки и уходит. Столбняк. Самошин хватает себя за голову.

— И верно!

*ОГПУ — Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР, служба государственной безопасности в 1923–1934 годах.

** Имеется в виду, что Самошин был секретарем заводской или цеховой партийной ячейки (первичной организации). По решению обкома (областного комитета) партии его «перебросили» на работу в газету. Желание Самошина при этом никого не интересовало — он обязан был подчиниться партийной дисциплине.

*** Это послание Феликс Дзержинский (1877–1926), глава ОГПУ, отправил рабочим города Выкса 18 декабря 1924 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Великая учительница — газета. Покупатели «Вечерки» зачитывались фельетонами Льва Славина

28 октября исполнилось 120 лет со дня рождения советского писателя Льва Славина. По его произведениям поставлены фильмы «Два бойца», «Интервенция». В 1920-1930-е годы он был одним из самых активных и популярных авторов «Вечерки». Лев Славин прожил долгую и благополучную жизнь, много печатался. Но нам удалось обнаружить в московских архивах и неопубликованные материалы, связанные с его биографией, в том числе с работой в «Вечерней Москве» (далее...).

Роман войны и моря. Судьба корреспондента «Вечерней Москвы» Владимира Рудного

6 декабря исполнилось 93 года со дня выхода первого номера нашей газеты. 2 декабря была другая годовщина, скорбная: в тот день в 1941 году нашим войскам пришлось оставить Ханко (Гангут) — полуостров в Финляндии, на котором находилась советская военно-морская база. Свидетелем героической обороны, длившейся 164 дня, был Владимир Рудный (1913–1984) — специальный корреспондент «Вечерней Москвы». О нашем коллеге вспоминают его дочь, актриса Наталья Рудная, и внучка, режиссер Авдотья Смирнова.(далее..)

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.