Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Владимир Мирзоев: Виктория Исакова выбора мне не оставила — только Чехов!

Общество
Владимир Мирзоев: Виктория Исакова выбора мне не оставила — только Чехов!
Фото предоставлено проектом «Театральная Россия»

В октябре состоялась премьера киноверсии спектакля Драматического театра Пушкина «Вишневый сад», созданная проектом «Театральная Россия» при поддержке Минкульта РФ. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Мирзоев рассказал «Вечерней Москве» о своем отношении к спектаклю и порассуждал об аристократии, революции, реформах и нынешнем положении дел в театрах.

— Владимир Владимирович, в интервью нашей газете вы как-то говорили о том, что «театр и кино — это разные миры, со своими художественными средствами, способами, языками». Легко ли вы откликнулись на предложение о создании киноверсии спектакля «Вишневый сад»?

— Поскольку права на спектакль принадлежат театру Пушкина, то моего согласия не требовалось. Но мне удалось посмотреть киноверсию до выхода на экран, и я успокоился. Качественная работа. Тем более, если учесть, что съемка происходила во время спектакля, когда в зале были зрители, ведь и это усложнило процесс. Несмотря на то, что театр по своей природе не слишком киногеничен, и потери в экранной версии неизбежны, хорошо, что создана видеозапись моей постановки. Если раньше я считал, что для спектакля важнее легенда, чем фиксация его на пленке, то «Театральная Россия» меня переубедила.

— В вашем спектакле играют звезды первой величины: Виктория Исакова, Александр Петров, Максим Виторган, Таисия Вилкова. Изначально вы были нацелены на зрительский и коммерческий успех?

— «Вишневый сад» я ставил к юбилею Вики Исаковой. Наше желание поработать друг с другом было взаимным, но не легким в реализации. Дело в том, что между мной и Викторией разница в 10 лет, и когда мы стали выбирать материал, то наши вкусы резко разошлись. Антон Павлович Чехов оказался единственным автором, на котором мы «совпали». Правда, до нашего диалога с Викторией Исаковой я считал, что Чехова режиссеры «замучили», исчерпав из колодца его драматургии всю воду. Но поскольку Виктория не оставила мне выбора, я приступил к постановке последней пьесы Чехова. Когда стал репетировать, понял, что «валял дурака», защищая Чехова от себя и других режиссеров. В «Вишневом саде» столько глубины, что хватит на всех и надолго.

— Как вы увидели в Александре Петрове, совсем тогда молодом, Лопахина?

— Сашу Петрова предложил худрук театра Пушкина Евгений Писарев. Евгений Александрович увидел Петрова в спектакле театра имени Ермоловой, в труппе которого он работает по сей день. С Сашей мы сразу нашли общий язык и стали работать. Максима Виторгана позвал я, понимая, что он идеально подходит на роль Гаева. Исполнителей других ролей — Веру Воронкову, Михаила Жигалова — я знал раньше и рад был встретиться с ними в спектакле «Вишневый сад».

Владимир Мирзоев: Виктория Исакова выбора мне не оставила — только Чехов! Фото предоставлено проектом «Театральная Россия»

— На спектакле сразу образовался актерский ансамбль?

— Театр — это синергия, в которой слышат друг друга, чувствуют и подходят на химическом и эмоциональном уровне. Понятно, что когда приходишь в театр, где раньше не работал, да еще с приглашенными артистами, то адаптация неизбежна. Я люблю работать с актерами, с которыми уже что-то сделал, поскольку хорошо их знаю, понимаю, но и открывать новых тоже интересно.

— Владимир Владимирович, не кажется ли вам, что сегодня многие режиссеры в своем желании стать хозяевами в театрах, напоминают купца Лопахина?

— Думаю, что это связано с желанием режиссеров создать свою компанию в театре. Не секрет, что работать со своими людьми некоторое время удобно и, как правило, результативно. Правда, по моим наблюдениям, такие отношения через некоторое время себя исчерпывают, и все участники неизбежно попадают в ловушку. Необходимо поймать тонкий момент, когда отношения уже не такие яркие, и расстаться. Для режиссера и актеров очень важно обновлять пейзаж, ситуацию, атмосферу, и если говорить масштабно, то для этого нужна реформа в театре. Неправильно, когда режиссер руководит театром 25 лет, работая с одними и теми же актерами. Эти режиссеры и себя обкрадывают, и артистов. В идеале репертуарный театр, на мой взгляд, должен выглядеть как Дом актера, Дом труппы, в который приходит в качестве руководителя режиссер на три–четыре года. Причем приходит с четкой программой. Тогда была бы здоровая конкуренция в театре, и маститые режиссеры честно существовали вместе с молодыми, и лучшие оставались «вечно молодыми». Вообще если бы была здоровая конкуренция, и возможность худруку одного театра стать худруком более престижного театра, то все происходило бы без упорного отстаивания своего положения. Такое движение было бы выгодно и для артистов. Каждый новый руководитель приводил бы в театр других режиссеров, с другой эстетикой, и театр бы обогащался и обновлялся.

— Если вернуться к пьесе Чехова «Вишневый сад» и объективно посмотреть на русскую аристократию начала ХХ века, в том числе и на неравнодушного к политике и реформам Гаева, то…?

— Русская аристократия, к которой принадлежит семья Раневской, была во многом хороша. Образованные люди с опытом жизни за границей, люди культурные, воспитанные. Особенно о женщинах конца ХIХ — начала ХХ века хорошо отзывались мемуаристы. Сергей Волконский говорил, что «лучше русских дворянских женщин нет никакого на свете». Они были образованными, просвещенными и на тот момент не очень вовлеченными в сугубо мужские дела — бизнес, политику. Раневская и Гаев любят свою Родину, свою землю, но плохо ориентируются в том, что сулит наступивший ХХ век. Русская аристократия промахнулась, пожадничав поделиться с народом частью своих земель, которые, по большой части, простаивали. Возможно, если бы они это сделали, то революции 1917 года бы не было.

Владимир Мирзоев: Виктория Исакова выбора мне не оставила — только Чехов! Фото предоставлено проектом «Театральная Россия»

— На ваш взгляд, главные герои пьесы «Вишневый сад» виновны в том, что «имение продано»?

— Покупка сада — колоссальная драма для семьи Раневских. Крестьянский мальчик Лопахин получил исторический приз. Виноват ли Лопахин, что Раневская не послушала его деловое предложение? Его чувство реванша объяснимо. Рабство — это чудовищно. Веками одни люди владели другими людьми, и в этом бич России. Рабство есть рабство, и оно исказило нашу историю.

— В одном из лучших театров России и мира — имени Вахтангова — вы поставили ряд спектаклей с Максимом Сухановым в главных ролях, в частности «Безумный день, или женитьба Фигаро». Будут ли новые работы?

— На столе художественного руководителя театра Римаса Туминаса лежит басня Эзопа «Лиса и виноград», которую я хочу поставить с Максимом Сухановым. Надеюсь, что это произойдет если не в этом театральном сезоне, то в следующем.

Читайте также: Эльмира Щербакова: Будущее театра — это взаимопроникновение культур разных стран

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.