Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Римас Туминас: Фауст и Мефистофель — два идиота, которые играют с жизнью и друг с другом

Общество
Римас Туминас: Фауст и Мефистофель — два идиота, которые играют с жизнью и друг с другом
Перед отъездом в Китай Римас Туминас встретился с «Вечерней Москвой» и рассказал о предстоящем спектакле-эксперименте / Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

5 декабря в Пекине художественный руководитель Театра им. Евгения Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль «Фауст» по роману Гете. Перед отъездом в Китай Римас Туминас встретился с «Вечерней Москвой» и рассказал о предстоящем спектакле-эксперименте.

Римас Владимирович, на сборах труппы вы говорили о том, что намерены ставить «Фауста» на основной сцене театра. Как возник Китай?

— Да, хотел поставить «Фауста» в Театре имени Вахтангова, которым еще руковожу, но мне почему-то задавали слишком много вопросов: «Зачем нам «Фауст»? Разве у нас нет своих классиков?» Слушал-слушал, думал-думал и решил: «Не буду ничего доказывать, а поставлю в стране, где нет ни Бога, ни черта, а своя религия, — в Китае». Ироничные намеки вроде «Ну, посмотрим, что из этого выйдет» я не люблю. Я не борец. Так что три года соображал, как поставить «Фауста» в Вахтанговском, и что-то не сложилось.

В Китае нашли подход к Мефистофелю?

— Изначально видел творение Гете как некую шутку, анекдот, забавную историю, созданную на основе старинной легенды. Мне даже хотелось сделать доктора Фауста эпизодическим персонажем, сосредоточив действие на театре, директоре. Пожалуй, в Пекине я оставлю и Фауста, и Мефистофеля, и Директора... Сцена большая — всем хватит места.

Любопытно узнать ваше отношение к главным героям?

— Фауст и Мефистофель — два идиота, которые играют с жизнью и друг с другом. Один, видите ли, моложе хочет стать — влюбился в юную девушку. Другой изображает из себя всемогущего человека, вершителя судеб. Оба — дураки. Впрочем, «Фауст» — это сказка, абсурд. Но в наши дни, когда мужчины делают пластические операции, «Фауста» можно поставить забавно, весело, игриво. В своем спектакле «Фауст» я хочу соединить китайскую философию с европейским пониманием добра и зла. Вернусь в Москву с новым пониманием добра и зла и буду ставить «Войну и мир».

Некоторые считают, что китайцы — великие подражатели, а не всегда творцы. И ментальность у них другая, очень непохожая на нашу...

— Быть великим подражателем, поверьте, уже немало. Сегодня мне стыдно, что и я когда-то смотрел на китайцев свысока, только как на подражателей, когда впервые приехал в Китай вместе с российской делегацией режиссеров и актеров в 1988 году. С нами еще была Алиса Фрейндлих.

Сейчас думаю: «Как же мы могли не учитывать многотысячелетнюю историю Китая до XX века?» По сей день мы иногда высокомерно относимся к другим странам, демонстрируя тем самым свое невежество. Но это в корне неверно. Всегда нужно оставаться честным. Хотя бы с самим собой.

— Пять лет назад в интервью «Вечерней Москве» вы сказали, что «должно наступить время рыцарства, когда во главу угла встанет борьба и даже смерть или за свободу, или за женщину, или за Родину, что не должно быть вторых или третьих планов — только первый»! На ваш взгляд, это время пришло?

— Прошло пять лет, и я уже это забыл или предал. Жизнь втянула в интриги, «вторые планы», какие-то политические козни. Человек стал настойчиво себя защищать, не руководствуясь нормами морали, не говоря уже о достоинстве и гордости. Вся эта мерзость так радуется, так размножается, а мы это принимаем и направляем: «Того зарази, другого зарази, а я оправдаюсь, спасусь, всех обману». Бесконечное малодушие несчастного человека — такова наша реальность. Главное — защитить не жизнь, не честь, а эту подлую природу хамства. Поэтому я притих со своим рыцарством и отправился в Китай.

Не пугает ли вас современная молодежь бунтарскими настроениями?

— Наша молодежь невероятно талантливая. Такого наплыва одаренных, сильных людей, как сейчас, давно не было. Порой я задыхаюсь от обилия юных гениев. Всех хочется принять в театр.

Если же говорить про бунтарский дух, то во все времена молодежи хотелось все перевернуть, разрушить, поменять. Прямо навязчивые мысли — как бы что переставить с ног на голову. Но все это от нетерпения сердца. И это проходит, лечится.

Но я заметил другую опасную тенденцию — чрезмерную воинственность без особых на то причин. Сегодня мало кто хочет дружить, узнавать друг друга, приближаться — это же долгая и трудная дорога от одного человека к другому. Сейчас мало кто способен на это — проще же воевать, конфликтовать. Надо учиться делать эту непростую работу, слушать других, а не рубить сплеча.

СПРАВКА

Римас Туминас — советский литовский и российский театральный режиссер, с 2007 года — художественный руководитель Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова. Лауреат национальной премии Литвы по культуре и искусству и Госпремии РФ.

Читайте также: Дина Рубина: Одна из самых бесполезных вещей — спрашивать писателя, о чем его книга

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.