Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Почему СМС-сообщение может быть опасно для банковской карты

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Почему СМС-сообщение может быть опасно для банковской карты
По типу средств, размещенных на карте, выделяют дебетовые и кредитные карты / Фото: https://pixabay.com/ru

Внезапная блокировка вашего основного платежного средства очень неприятный сюрприз. А что, если это сообщение от мошенников? Что делать? Разберемся вместе с «Вечеркой».

Итак, у вас перед глазами сообщение: «Ваша карта заблокирована»… Только, пожалуйста, без паники.

Карта — это всего лишь ключ, с помощью которого вы получаете доступ к своему банковскому счету. Вполне возможно (а так чаще всего и бывает), что с помощью такой блокировки банк просто решил обезопасить ваши деньги, с которыми ровным счетом ничего не случилось — они лежат там же, где и лежали, просто временно их нельзя снять, перевести куда-то или оплатить ими покупки.

Теперь, когда мы вспомнили эту основополагающую информацию, выдыхаем и уже спокойно прикидываем алгоритм действий. Если после страшных слов о блокировке в сообщении есть просьба перезвонить по какому-то номеру или перейти по ссылке, никуда не переходим и… звоним в банк, но не по номеру, указанному в эсэмэске (одна из любимых схем мошенников, помогающая им осуществлять изъятие денег у населения), а по номеру, напечатанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте банка. Кстати, не поленитесь сразу забить этот телефон себе в мобильный телефон, чтобы потом не искать. Оператор горячей линии, выслушав вашу историю, непременно должен подсказать, как вам действовать в сложившейся ситуации дальше.

Ну а пока мы ждем его ответа и слушаем заверения в том, как важен для банка наш звонок, прикинем в уме, а в каких вообще случаях хранители наших денег могут заблокировать пластиковый доступ к ним.

Третий, роковой

Ситуация первая — весьма типичная. Вы случайно перепутали свои банковские карты и три раза подряд ввели в банкомате или платежном терминале неправильный пин-код. В этом случае карта автоматически блокируется, а сообщение об инциденте приходит вам на телефон, в мобильное приложение или на электронную почту (куда именно, написано в вашем банковском договоре). Впрочем, есть банки, которые не заморачиваются такого рода предупреждениями, так что клиенту остается либо перезванивать на горячую линию и выяснять все там, либо ждать разблокировки.

В случае с неправильно введенным пин-кодом это обычно происходит либо ровно в полночь, либо спустя сутки после блокировки. Существуют банки (их, правда, единицы), которые даже в таком случае блокируют карту навсегда, и тут спасение лишь одно — заказывать ее перевыпуск. В любом случае звонок на горячую линию банка должен прояснить ситуацию, так что не стоит им пренебрегать.

Нетипичный я

Ситуация вторая — банк заподозрил какую-то махинацию с вашей картой.

В этом случае он имеет полное право приостановить перевод или платеж, если операция выглядит сомнительной, — для вашей же безопасности.

Такое стоп-действие обычно длится максимум двое суток, так что у вас есть время справиться с паникой и разобраться в причинах. Даже если махинация имеет место, и какие-то недоброжелатели пытаются очистить ваш счет, блокировка платежа означает, что сделать это им не удалось — банк оказался быстрее.

Менеджеры банка либо позвонят по номеру телефона, который вы указали в договоре, либо пришлют СМС-сообщение, письмо по электронной почте или push-уведомление с просьбой перезвонить на горячую линию. Способ уведомлений указан в вашем договоре с банком.

Если вам позвонили из офиса банка и сообщили о подозрительной операции, поблагодарите оператора за бдительность и скажите, что перезвоните через пару минут. Так вы обезопасите себя от общения с возможными мошенниками. Но только в том случае, если перезвоните не на номер, с которого вам только что набирали, а на номер горячей линии банка, указанный на обороте карты или на его официальном сайте.

К сожалению, злоумышленники тоже повышают квалификацию и давно уже научились подделывать официальные телефонные номера банков.

В процессе разговора сотрудник банка может поинтересоваться, где и когда вы пользовались картой последний раз, какую сумму переводили или оплачивали, и, разумеется, попытается выяснить, с кем, собственно, разговаривает.

Для этого обычно просят назвать кодовое слово, которое указывают при заключении договора, дату рождения, другие сведения для подтверждения личности. Если окажется, что мошенники действительно подбирались к вашим деньгам, вашу карту заблокируют окончательно, чтобы не допустить повторения ситуации (ведь данные карты уже знают негодяи), а вам придется ждать ее перевыпуска.

Однако если в течение двух суток банк не сможет связаться с вами, автоматическая блокировка будет снята и деньги уйдут в том направлении, по которому их посылали в начале подозрительной операции. А как вообще банк решает, какая из транзакций подозрительная, а какая правильная?

Банк России накопил уже целый список признаков операций, которые должны внушать сомнения банковским служащим. Например, когда клиент демонстрирует нетипичное платежное поведение. Скажем, всегда пользовался картой внутри страны, а тут вдруг решил расплатиться за границей. Или совершает необычно крупный для него платеж или перевод. Даже нетипичное время суток может вызвать подозрения: платили-платили по будням, а тут вдруг решили распрощаться с деньгами в воскресенье, да еще и в четыре утра.

Как избежать неприятностей? Просто проинформируйте банк о предстоящих «нестандартных» тратах. Если едете за границу, сообщите, в каких странах будете. Если планируете крупный платеж, позвоните и предупредите банк.

Прачечная закрывается

Ситуация третья — а не отмываете ли вы деньги? Банки обязаны противодействовать такого рода махинациям. Есть даже специальный закон на эту тему — № 115-ФЗ.

Заподозрить вас в подобных операциях могут по самым разным причинам. Скажем, вы занимаетесь общественной некоммерческой деятельностью, связанной со сбором средств. С разных счетов вам приходят крупные суммы, а вы их обналичиваете. По критериям банка такие операции могут попасть в категорию подозрительных.

Или вы решили снять с карты большую сумму своих же денег (как правило, больше 600 тысяч рублей, но бывали прецеденты и с меньшим количеством).

Или кто-то решил сделать вам подарок и перечислил кругленькую сумму на ваш счет. Ну и так далее — вариантов может быть масса.

Если банк заподозрит неладное, он откажется проводить транзакцию и выдавать наличные. Причем достаточно двух таких отказов, чтобы расторгнуть с вами договор и свести на нет дальнейшее общение с вами.

Что делать? Для начала узнать в банке, в чем именно вас подозревают. Потом объяснить сотрудникам банка, как было на самом деле. Если ваша версия удовлетворит банк, карту разблокируют, а операцию либо доведут до конца, либо попросят вас ее повторить.

Если же вам не удастся убедить банк, можно обратиться в межведомственную комиссию при Банке России, чтобы ваш случай изучили поподробнее.

О том, как подать соответствующее заявление (это можно сделать через интернет-приемную), какие документы нужно предоставить и как долго будут рассматривать ваше дело, можно узнать на сайте Банка России.

Заплати и спи спокойно

Ситуация четвертая — с картой все нормально, но деньги на счете заблокированы (бывает, что не все, а лишь какая-то конкретная сумма).

Скорее всего, причина в постановлении суда или службы судебных приставов. Вспомните, а когда последний раз вы платили налоги. И нет ли неоплаченных автоштрафов? И все ли долги по ЖКУ погашены? И налоговая, и ГИБДД, и «Жилищник» могут обратиться в суд и, пока идут слушания и разбирательства, попросить его заблокировать сумму долга на вашем счете.

Если суд решит, что они правы, вам придет заказное письмо о соответствующем судебном акте. При этом картой вы по-прежнему сможете пользоваться и пополнять ее и даже распоряжаться по своему усмотрению оставшимися на счете деньгами.

Дальше — либо арест снимут, и заблокированная сумма снова окажется доступной, либо ее спишут с карты в счет кредитора.

Если же этот самый кредитор не знает реквизитов вашего счета или денег на нем меньше, чем вы задолжали, к делу подключат судебных приставов. В их задачу входит найти все ваши счета, арестовать нужную сумму и перевести кредитору.

В этом случае тоже следует ждать «письмо счастья» — с постановлением о взыскании долга.

Возможен и третий вариант: в том случае, если суммы всех ваших счетов для покрытия долга недостаточно, «обделенная сторона» может инициировать процедуру вашего банкротства, и тогда уже все эти счета и вклады будут заблокированы.

Что делать? Попробовать спасти свои деньги. Для этого следует для начала выяснить в банке, что же случилось. Если ваша карта заблокирована по решению суда, нужно узнать в банке номер дела и обратиться в суд, чтобы защитить свои права.

Если решение о взыскании задолженности уже вынесено и делом занимаются судебные приставы, вы все равно можете обратиться в суд, чтобы обжаловать это решение — например, в случае, если повестка или информационное письмо до вас так и не дошло.

Возможны варианты

Из всего перечисленного становится понятно, что блокировка карты — вещь намного менее страшная, чем блокировка счета.

Ведь вы все еще можете распоряжаться своими деньгами, пусть и с меньшими удобствами. Как это сделать? Можно перевыпустить карту (придется заплатить и немного подождать).

Можно снять наличные в банке, который выпускал карту (придется доехать до офиса и предъявить паспорт). Можно перекинуть деньги на другой счет (придется покопаться в онлайн-банке или подъехать в офис, вероятно взимание комиссии). Можно привязать к счету еще одну карту того же банка (придется выяснить у банка, оказывает ли он такую услугу и сколько времени займет процедура).

В общем, как видим, практически из любой ситуации есть выход, и ни одна из них не является безнадежной.

И кстати — музыка в трубке уже закончилась. Кажется, вам отвечают. Говорите, вас слушают!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Ибрагимов, заместитель начальника отдела технической защиты информации ГУ Банка России по ЦФО:

— Наверное, каждому приходили СМС-сообщения с текстом: «Ваша карта заблокирована. Свяжитесь с банком по телефону…». Обеспокоенный гражданин звонил по указанному номеру, а там мошенники, представляясь сотрудниками службы безопасности банка, пытались получить все данные карты — номер, cvv-код, сумму на счете. В итоге деньги переводились на счета мошенников, а граждане лишались своих честно заработанных накоплений.

Конечно, такое сообщение встревожит любого держателя карты. Но важно не поддаваться панике и не звонить на номер из СМС, а сразу связаться с банком по телефону, указанному на оборотной стороне вашей банковской карты, и поинтересоваться, заблокирована ли она на самом деле. Номер телефона из СМС-сообщения тоже лучше передать в службу безопасности вашего банка, ее сотрудники предпримут необходимые усилия для блокировки данного номера.

Это довольно распространенный пример мошенничества методом социальной инженерии, то есть злонамеренного введения в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием.

По данным Банка России, в 2019 году доля таких преступлений составила почти 69%, а в 2018-м — 97% общего количества хищений средств с карт граждан.

В течение года заблокировано более 13 тысяч номеров телефонов, используемых мошенниками (по сравнению с 2018 годом рост — в 29 раз).

Ущерб от такого рода преступлений довольно значителен и очень неприятен для самих пострадавших граждан. Поэтому призываем сохранять бдительность и не передавать никому конфиденциальные данные ваших платежных карт и банковских счетов.

Денис Михайлов, руководитель ГБУ «Мосфинагентство» Департамента финансов города Москвы:

— Обратите внимание, что под подозрение банка можно попасть, совершая обычные, но нетипичные операции по банковской карте. Например, системы безопасности банков могут отслеживать множественные снятия денег в банкоматах за короткий промежуток времени. При этом имеет значение и тип устройства, в котором происходит снятие. В ряде зарубежных стран по-прежнему распространены банкоматы, которые считывают данные карты по магнитной полосе. Если обычно вы редко снимаете наличные деньги (а когда снимаете — то в банкомате со считывателем по чипу), банк сочтет подозрительной операцию по снятию денег в нестандартном банкомате и может автоматически заблокировать карту.

Нехарактерная для держателя карты активность в магазинах, в первую очередь ювелирных или тех, где продаются другие дорогостоящие товары, вызовет подозрение системы безопасности и может привести к блокировке карты.

Многие банки в инструкциях для держателей карт указывают страны, где наблюдается высокий уровень мошенничества с банковскими картами. Ну и конечно, не пройдет незамеченной транзакция, которая совершается в другой точке мира, после того как держатель воспользовался своей картой, например, в Москве.

По мере развития технологий способов мошенничества с банковскими картами становится все больше. Банки отвечают на это усложнением систем безопасности. Оказаться с ошибочно заблокированной картой в неподходящий момент — большая неприятность, но понимание того, как банки защищают держателей банковских карт, в большинстве случаев позволит избежать ошибочных блокировок.

ДЕБИТ-КРЕДИТ

По типу средств, размещенных на карте, выделяют дебетовые и кредитные карты. На дебетовой карте хранятся личные деньги держателя. Оплата товаров и услуг, снятие наличных возможны при наличии средств на счете, привязанном к карте. Кредитная карта дает доступ не к вашим деньгам, а к деньгам банка. Вы занимаете их у него, и за это придется платить. Тщательно изучите условия кредита, чтобы использовать карту с максимальной выгодой для себя.

Читайте также: Названа наиболее уязвимая для интернет-мошенников категория людей

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.