Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Отражение нации: как найти грань морального поведения

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Отражение нации: как найти грань морального поведения
Фото: Довоенные плакаты художника Владимира Дени

Социальное воспитание сегодня ничем не регламентировано. В советские времена существовал Моральный кодекс строителя коммунизма. Сейчас по понятным причинам его нет. Как нет и нового этического кодекса, который мог бы определить нормы поведения в обществе. Что могло бы стать этическим кодексом? Об этом рассуждают колумнисты, эксперты и читатели «Вечерней Москвы».

Даже заповеди нарушаем слишком часто

Екатерина Рощина, обозреватель:

— Сегодня какого-то общего этического кодекса не существует. Да, в отдельных профессиональных сообществах есть, допустим, медицинская клятва Гиппократа; подразумевается научная добросовестность у ученых; верность закону у работников суда… В определенных продвинутых компаниях тоже есть свои внутренние правила, определяющие основы делового поведения.

Прописанные пункты, которые должен каждый поступающий на работу ознакомиться и подписать. Корпоративная этика, так сказать. Но в целом, конечно, общепризнанных правил поведения сегодня нет, да и в ближайшем будущем не предвидится. Сохранились какие-то извечные истины, восходящие, наверное, еще к библейским заповедям.

К сожалению, даже они нарушаются сегодня слишком часто. Уж такие сегодня люди: считают, что все знают сами, и никаким правилам подчиняться не хотят категорически.

При этом в основном все же наши граждане, увы, не имеют самодисциплины, свойственной, допустим, законопослушным европейцам. Дьявол кроется в деталях. Например, на трассе в отсутствие камер каждый второй разгоняется так, что машинка напоминает низко летящий самолет. Как только камера, скорость резко сбрасывается… Все не пропишешь в общем своде законов, ведь нюансов — тысячи.

Все мы считаем себя нравственными людьми. По крайней мере, не так часто встретишь человека, который скажет про себя: на окружающих плюю и горжусь этим. И вот произошло не ЧП даже, а дискомфорт и стресс. Жара, изнуряющая жара в городе. Да, рекордные 36 градусов — температура на улице была почти такая же, как температура человеческого тела. Человеческие тела потели и волновались. Человеческие тела искали прохлады и устремились в магазины, где продаются кондиционеры (а чтобы установить, очереди на несколько недель вперед!) и вентиляторы, которые можно просто воткнуть в розетку и наслаждаться ветерком. Проблема лишь в том, что за вентиляторами образовались огромные очереди. И вот кто-то заснял и выложил в сеть кошмарное видео: озверевшие от жары люди готовы друг друга поубивать в этой очереди за вентиляторы.

Отражение нации: как найти грань морального поведения Фото: Рixabay

Крики, драка, оскорбления. Речь не идет о смертельной опасности, но в погоне за вентилятором так легко оттолкнуть ближнего своего. Ударить. А если б не каралось по закону, может, и убить? Очень тонким оказался этот вот культурно-этический слой. Дунь ветерком — слетит, и останутся одни лишь базовые настройки, главная среди которых боязнь за себя любимого.

Герой все-таки победит урода

Юрий Козлов, писатель, главный редактор «Роман-газеты»:

— В «лихие девяностые» на смену кодексу строителя коммунизма заступили два лозунга — расстрелянного «любимца партии» Николая Бухарина «Обогащайтесь!» и разбойника и народного героя Степана Разина «Сарынь на кичку!». Но никакое, даже предельно деидеологизированное государство не может долго жить по понятиям.

Его полноценное существование невозможно без не вызывающего отвращения у большинства населения свода общепринятых правил. Криминального бухаринско-разинского «кентавра» в относительно тучные нулевые годы по умолчанию сменила ползучая философия монетократии: нравственно и оправданно все, что приносит деньги, которые мы будем тратить по своему разумению. Российское общество оказалось на опасной развилке.

Борьба миллионов граждан за личное существование оказалась никоим образом не связанной с политическим и экономическим развитием общества. Здесь свое слово могла сказать церковь, но она оказалась слишком обремененной интеграцией в государственную систему управления, а потому способна лишь повторять успокоительные мантры о единстве коленопреклоненного народа.

Выходит, что, как ни крути, а задавать новые стандарты морали и нравственности должно государство в лице своих чиновников, а также лидеры общественного мнения, в том числе деятели литературы и искусства. Но и тут облом. Отдельные чиновники дали народу немало советов, типа питаться «макарошками» и «государство не заставляло вас рожать». Современные театры, кино и премиальная литература породили не героя, а коллективного «урода нашего времени». Поиски морали, нравственности, смутного в силу своей неопределенности общественного идеала опустились на дно сетевых сообществ.

Отражение нации: как найти грань морального поведения Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Именно там, а не на государственных площадках молодые люди ищут, с чего и кого «делать жизнь». И пока точно не (опять по Маяковскому) «с товарища Дзержинского», к чему все отчетливее призывают официальные структуры. Новая мораль, как и все живое, рождается в муках. Этот процесс может быть долгим, почти незаметным или замалчиваемым, но его не отменить. Как и вечные десять заповедей. Герой победит урода.

Мораль у каждого своя

Александр Никонов, обозреватель:

— Это я слышал от депутата одного. Про воспитание: мол, раньше-то государство детьми занималось и оттого путеводная звезда красной морали вовсю сияла и манила… И вот тут он соврал! Меня всегда поражала слепая вера людей в галстуках в то, что бюрократический аппарат хоть как-то может поучаствовать в воспитании подрастающего поколения с помощью канцелярских потоков — идущих снизу отчетов и спущенных сверху указивок.

Нет в принципе он может, конечно, повлиять, но только в сторону, противоположную от задуманной — вызвать стойкое отторжение ко всякого рода смотрам строя и песни. Я из того поколения, у которого в результате мощной прививки госпропаганды возник стойкий иммунитет к идущей сверху аппаратной казенщине.

Сейчас эта казенщина отчасти возрождается. Но поскольку нет обязательной идеологии, дело воспитания отдано в частные руки родителей — как это было на протяжении десятков тысяч лет. Как это есть у животных.

Отражение нации: как найти грань морального поведения Фото: Рixabay

И ничего плохого, кроме хорошего, я тут не вижу. Слишком уж сильна биологическая связь между детенышами и родителями, чтобы кто-то всерьез мог питать надежды заменить биологию циркулярами. К тому же политическая демократизация и социальная атомизация в современном мире — объективные процессы. И это приводит, помимо прочего, к определенному моральному релятивизму, то есть размытию закосневших моральных норм.

Мораль нынче своя у каждой общественной страты, у каждой семьи, а в пределе — у каждого человека. Где-то до сих пор считается, что гулять по улице под ручку с кавалером приличная девушка не должна .

А где-то (да почти везде уже!) является аномалией сохранение девственности до брака. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы люди жили в согласии со своими собственными (а не чужими) представлениями о правильности. Современная этика, в отличие от прежней религиозной или тоталитарной морали, штука гибкая. Потому что живая.

Правила давно известны

Максим Кононенко, журналист, политолог:

— А разве десять заповедей кто-то отменял?! Мы как общество уже много веков живем в рамках христианской этики и морали, и лично я не вижу смысла от них отказываться. Кстати, даже создатели «Кодекса строителя коммунизма» признавались, что создали его на основе Нагорной проповеди — собрании изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай отца своего и мать свою, не желай имущества ближнего своего — все давно придумано до нас, и зачем выдумывать что-то новое?

Особенно если учесть, что придумать-то вряд ли удастся. Ну хотя бы потому, что люди ментально практически не изменились. Да, мы стали более эрудированными, улетели в космос, сделали жизнь на Земле более комфортной, мы сильно размножились, но как биологический вид остались прежними. Наши жизненные интересы и ценности — такие же, что и тысячи лет назад. Так почему, собственно, должны меняться правила игры? Сейчас, конечно, в области морали и этики много наносной шелухи. Ну, например, вопросы пола. Дескать, стань сначала взрослым, а потом решай, кто ты — мужчина, женщина, гомосексуалист, трансгендер или кто-то еще. Я думаю, что очень скоро человечество от всей этой ерунды откажется, потому что она ведет в никуда. Это тупик, шлагбаум на пути развития. Мы поиграем в гендеры и успокоимся.

Отражение нации: как найти грань морального поведения Фото: Рixabay

Да, христианская культура сейчас ослабевает, число христиан численно уменьшается. А ислам, например, идет в рост. Ну и что? Разве ценности ислама чем-то существенно отличаются от христианских? По большому счету — ничем. Да, в этой религии есть некоторые ограничители. Ну, например, запрет на дачу денег в рост, проще говоря — кредитование. Но даже в исламском мире есть банки, которые этот запрет формально не нарушают, но все-таки обходят, потому что у экономики свои законы.

Да, в исламе все непросто с правами женщин. Если в христианском мире они безусловны, то в исламском — нет. Но это, что называется, частности. Абсолютное большинство людей, исповедующих ислам, — это не моджахеды с автоматами, а вполне понятные, мирные и адекватные люди, чьи ценности не отличаются от общечеловеческих. Вообще представители любой конфессии и, грубо говоря, атеисты уже очень давно играют по одним и тем же правилам. Эти правила знакомы с детства, им учат родители. Разве кто-то учит обижать слабых? Не делиться игрушками? Не уважать старших? В общем, все давно придумано, давайте пользоваться.

Ничего нового пока не изобрели

Владимир Крупин, лауреат Патриаршей премии по литературе:

— Когда заходит разговор о воспитании гражданина, первым делом приходят на ум времена советской власти. То, чем руководствовались в эпоху Брежнева, фактически не содержало уже никакой политизации. Ранние большевики еще держались на марксистской риторике, а поздние коммунисты от нее начали отходить.

В основе идеала поведения советского человека были те же истины, что и в христовом учении: не убивай, не кради, не лги. Граждан призывали любить Родину.

В СССР были все-таки были хорошие начинания, от которых нам не стоило бы отказываться. Например, детская пионерская организация. Я в юности не раз был вожатым в лагерях и помню, что мы все время были заняты каким-то делом, а не как нынешняя молодежь, которая часто не понимает, куда себя деть. «Нам работа помогает отдыхать» — такой у нас был лозунг. Но так было не только у пионеров. Когда я сегодня встречаюсь с детьми, школьниками, то я привожу им в пример семью последнего императора — царя-страстотерпца Николая II.

«Хотите увидеть ангелов, — говорю я им, — осмотрите на фото детей Александры Федоровны». Она с дочерьми работала в госпиталях во время Первой мировой войны среди крови, раненых, боли. Своим примером она приучала детей трудиться. А личный пример — он всегда самый важный. Если ребенок видит, что его родители трудятся, не сидят без дела, то он и сам вырастет таким же врагом праздности. А если видит, что родители пьют, курят, то что остается делать ребенку? Кроме семьи участвовать в процессе воспитания должна и школа. А сегодня школа занимается натаскиванием на нелюбимый мною ЕГЭ, аналоги которому есть в слаборазвитых странах. И, конечно, государство, которое должен волновать процесс воспитания гражданина. А оно мало обращает внимания, что молодежь с экрана телевизора впитывает сегодня всякую ересь.

Отражение нации: как найти грань морального поведения Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Так что вот три кита воспитания: семья, школа и государство. Это не новая мысль, но никаких других секретов я не знаю, да их тут и нет. Разумеется, нельзя забывать и о Боге. Без него никакие человеческие «кодексы» и «установления», все умствования ничего не стоят. Пробовали без него обойтись, но не сильно получилось.

Меня, например, именно родители с детства научили помнить о Боге.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.