Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Звучание спинета: как работает и чем живет Музей музыки, которому исполняется 110 лет

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Звучание спинета: как работает и чем живет Музей музыки, которому исполняется 110 лет
Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

110 лет исполняется Музею музыки. В его фондах сейчас свыше миллиона экспонатов. Генеральный директор Михаил Брызгалов рассказал «Вечерней Москве», чем живет сегодня учреждение.

— Михаил Аркадьевич, что сегодня происходит в жизни музея?

— Коротко: движение вперед. В прошлом году Министерством культуры России была утверждена Концепция развития Музея музыки до 2025 года. Например, уже через три года мы должны будем работать в формате smart-музея, то есть посетители смогут организовать визит как традиционным способом (заказ экскурсии и т. п.), так и самостоятельно сформировать себе программу посещения до прихода в музей и пройти ее в музее с помощью специальных гаджетов — путеводителей. Идет работа над тем, чтобы все экспонаты можно было увидеть в мультимедийном формате: с объемной картинкой, звуком, рассказом и так далее.

— Поменялась ли аудитория?

— Как и везде. Аудитория стала более разнообразной. Действительно, раньше музей был ориентирован в основном на профессионалов в музыке. Теперь же в наших стенах посетитель любого возраста и глубины понимания музыки может найти себе что-то по душе. Для этого существуют соответствующие просветительские программы. При этом научно-исследовательская база у нас сохраняется на том же высоком уровне, как и в предыдущие годы.

— Разворот в сторону обывателя был вынужденным?

— Вынужденным — не совсем точное слово. Наша миссия постепенно расширялась. Для нас важно рассказать о музыке и представить ее как явление широкому кругу посетителей музея. Кстати, если вы не уверены в наличии музыкального слуха — у нас это можно с делать за одну минуту в специальной программе на выставке «Звуки…», также на этой выставке можно почувствовать себя музыкантом — подержать в руках или поиграть на многих инструментах и провести разные эксперименты.

Звучание спинета: как работает и чем живет Музей музыки, которому исполняется 110 лет Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

— Как музыкальная просвещенность может помочь, скажем, продавцу или водителю автобуса?

— Музыка как вид искусства направлена на развитие чувства гармонии относительно всего, восприимчивости к прекрасному. Главный закон хорошей музыки — максимальная гармония всех звуков, ритмов, темпов и прочего. Когда гармония достигается — это чудо творчества, и тогда все преображается. Это первое. Второе: если прислушаться, то музыка нас окружает везде. Капли дождя и дуновение ветра, стук колес и движение лифтов — все имеет свою частоту звучания, свою ритмическую картину. Уметь находить в этом прекрасное — это то, что способно облегчить будничные тяготы, укрепить душу. Кроме того, человек, хоть немного разбирающийся в музыке, уже с другой высоты оценивает такие рядовые события, как, скажем, конкурс «Евровидение»: для него музыка возникает не из пустоты, а в логике определенной традиции. И еще: нынешнее молодое поколение, если даже само не сведуще в музыке, понимает ее значение и очень хочет, чтобы и дети были просвещены. У нас, кстати, много детских образовательных программ.

— Например, «Детский этикет». Как он соотносится с музыкально-просветительской задачей?

— Напрямую. Практически любое действо в нашей жизни сопровождается музыкой. На этих занятиях мы рассказываем не только, как держать вилку, ложку, как правильно одеться соответственно мероприятию, но и какая музыка должна сопровождать то или иное мероприятие. Торжественному — торжественная, увеселительному — веселая.

— Сегодня бумажных архивов практически нет. На основе чего музей будет рассказывать о нашем времени следующим поколениям?

— Наша эпоха такова, что после себя мы мало что сможем оставить из вещественного и эпистолярного… Сегодня многое уже существует в цифровом формате: мы не пишем письма, архивы часто формируются в компьютере, фотографии остаются в интернете. А надо все-таки стараться что-то оставлять после себя. Музей — это институция, где всегда будет живая история, и мы работаем над сбором того, что представляет ценность как свидетельство нынешней эпохи. Работа эта трудная и очень неспешная. Два года назад мы обратились к филармониям, концертным организациям, музыкальным театрам: пожалуйста, передавайте в Музей музыки и другие музеи музыкальной направленности сведения и подлинные документы обо всем, что у вас было значимого за год. Только в музеях к этому смогут обратиться сотрудники, и через 50–100 лет это всплывет и станет общеизвестным. Мы убеждаем нынешних композиторов делиться с нами их непосредственным наследием: многих гениев признали уже после смерти благодаря тому, что рукописи были сохранены музеями. Причем мы работаем со всеми: и с эстрадой, и с джазом, и с академической музыкой. Наша задача: собрать сведения, а что потом «выстрелит», мы не знаем.

— Что вам удалось собрать из последнего?

— Несколько лет назад нам удалось перевезти в Москву содержимое квартиры Федора Шаляпина в Риме. Мне посчастливилось быть знакомым с его дочерью Мариной Федоровной, ей было на тот момент 98 лет, она успела нам все передать и после этого ушла из жизни. Нам передано все, что связано с именем Микаэла Таривердиева, спасибо Вере Гориславовне Таривердиевой; фотоархив и многие ценные материалы, хранящиеся в квартире, где жил в последние годы выдающийся музыкант ХХ века, трубач, дирижер, профессор Тимофей Докшицер. Сейчас продолжается работа в этом направлении, музей обратился к деятелям музыкального искусства с просьбой пополнить фонды интересными материалами.

Один из экспонатов музея — спинет мастера М. Ядра, 1565 год. Инструмент принадлежал семейству Ф. Медичи Один из экспонатов музея — спинет мастера М. Ядра, 1565 год. Инструмент принадлежал семейству Ф. Медичи / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

— Какие наиболее ценные экспонаты хранятся в фондах?

— Мы храним около миллиона единиц. Все экспонаты ценные, к примеру, существуют записи, сделанные еще при помощи восковых валиков: там голоса Шаляпина, Карузо, Рахманинова, Скрябина и других. Много старых фотографий, на которых запечатлены Чайковский, Верди, Вагнер и другие. Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: 286 единиц мирового значения, включая работы мастеров Страдивари, Гварнери, Амати. Инструменты из этой коллекции выдаются современным музыкантам, в том числе и молодым, для выступлений, например, на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.

Реставратор музея Николай Полозков сумел вернуть спинет работы мастера Марко Ядра 1565 года «голос». В мире есть всего пять таких инструментов, а звучат только два из них, в том числе и наш. Этот инструмент тоже участвует в современных концертах. Увы, невозможно рассказать обо всех экспонатах...

— Тогда хотя бы о некоторых...

— Есть одна история. Никита Богословский написал песню «Темная ночь» к кинофильму «Два бойца» за одну ночь. Песня удалась, и сразу же дали команду издать большой тираж пластинок с записью этой песни. Тираж издали, и обнаружилось, что на всех пластинках в одном и том же месте игла граммофона перескакивает. Стали говорить о бракованной партии. Руководство завода не на шутку испугалось — последствия могли быть непредсказуемыми. Стали выяснять… Оказалось, что работница, услышав песню, заплакала, слезы попали на матрицу, с которой печатались пластинки. Вот одна из этих пластинок хранится в коллекции музея.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.